Как залатать«чёрные дыры» коммуналки? Об «идейных» неплательщиках, «забывашках» и идеальной модели управления

 Золотые услуги

Коммунальщики подразделяют должников на несколько категорий. Одна из них - «забывашки» - те, кто не считает платежи за коммунальные услуги одной из основных статей своего бюджета и постоянно о них забывает. Например, каждый десятый собственник квартиры в Нефтеюганске имеет задолженность за услуги ЖКХ больше 3 месяцев. «Коммунальный склероз» чаще всего прогрессирует, как ни странно, у состоятельных граждан.

   
   

Есть те, кто не может оплачивать счета. Среди них - и пенсионеры, и асоциальные элементы. И, конечно, есть неплательщики «идейные». Их - большинство. Они не платят по счетам, и платить не собираются. Мария МИХАЙЛОВА - одна из тех, чей долг перевалил уже за 50 тыс. рублей (это не самая большая сумма долга).

«Почему я должна платить за то, с чем я не согласна? Цифры в платёжке постоянно растут. Вы сами пытались разобраться в этих платёжках? - возмущается женщина. - Наши управляющие компании (УК) только и думают, как содрать с нас побольше, а когда приходишь с вопросами, отмахиваются, отправляют из одного кабинета в другой! Во дворе моего дома мусор вывозят раз в неделю и то «по обещанию». Мусоропровод забился, никто не убирает. За что платить?». В честность коммунальщиков давно никто не верит, как и в обоснованность счетов.

«Наши граждане действительно не получают качественных услуг, отсюда и мнение, что все УК не работают, но зато все воруют. А ведь плохо не потому, что никто ничего не делает, а потому что условия, которые созданы государством и законодательством, не позволяют УК в полном объёме реализоваться, - считает зам. директора Саморегулируемой организации некоммерческого партнёрства «Управляющих компаний жилищно-коммунального комплекса Югры» Олег ШИЯН. - Управляющие компании являются заложниками норм, которые регулируют их сферу деятельности. Они виноваты всегда. А такого быть не должно».

 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Галина ШУМАНСКАЯ, председатель ТСЖ «Оптимист», г. Нягань:

В сфере ЖКХ огромная проблема с кадрами. Если раньше были БУРСы, которые готовили хозяйственников, то сегодня специалистов сферы ЖКХ практически не готовят. А здесь важно знать все нормы, разбираться во всех тонкостях законов, чтобы доходчиво объяснить людям, что к чему. Я, например, каждый год езжу на семинары. И ещё уровень культуры обслуживания должен быть на высоте. Образ сантехника с красным от выпивки носом должен исчезнуть навсегда.

Пётр АНТИПЧЕНКО, сотрудник УК,

г. Нефтеюганск:

- Преобразования в сфере ЖКХ тормозятся популистскими заявлениями чиновников. Через СМИ они постоянно нападают на частный бизнес в сфере ЖКХ. Например, есть у нас в городе «РКЦ ЖКХ» - единый расчётный центр. Работа отлажена на принципах прозрачности, «единого окна» и «расщепления платежей». Президент к этому же призывал. А чиновники говорят, что РКЦ не нужен, что вся работа в сфере ЖКХ, оказывается, уже отстроена. И это при том, что долги в городе перед ресурсниками огромные. «РКЦ» отладил чёткий механизм взаимодействия между населением, ресурсниками, управляющими компаниями. Теперь этот механизм ломают. Наверное, чиновников раздражает, что Центр акционировался и умудряется и бесплатные услуги населению оказывать, например, по паспортному столу, и развиваться нормально.

Управляющие компании сегодня - это посредник между гражданами и ресурсниками (поставщиками электроэнергии, газа, воды, тепла). Граждане платят за услуги именно управляющим компаниям. И все долги перед ресурсниками ложатся на плечи УК. Начинаются судебные тяжбы. В итоге Управляющие компании банкротят, а долги поставщикам услуг всё равно никто не возвращает. УК отвечают за всё: качество воды в кранах, тепло в домах, чистоту подъездов... «Не должна Управляющая компания выступать посредником между ресурсоснабжающей организацией и потребителем, - убеждён Олег Шиян. - Она не перепродаёт воду, тепло или газ, она оказывает услуги, следит, чтобы была бесперебойная подача воды, света, обеспечивает комфортное проживание собственников, но не отвечает за качество, за это должен отвечать поставщик».

Халявы не будет?

По идее, жильцы нанимают Управляющую компанию для того, чтобы та представляла и отстаивала их интересы перед всё теми же ресурсниками и администрацией даже в суде. Но сегодня жители вынуждены бороться с управляющими компаниями, которые сами же и наняли. Парадоксальная ситуация.

   
   

«Управляющая компания -

это коммерческое предприятие, целью которого является получение прибыли. Они хотят меньше вложить, больше получить. Граждане желают получить большее количество качественных услуг и не дорого. А лучше, вообще на халяву, - поясняет Шиян. - Получаются своеобразные весы. Задача власти в этой ситуации - обеспечить баланс этих весов, соблюсти интересы сторон. С одной стороны, Управляющие компании должны нормально развиваться и иметь экономически обоснованные тарифы. С другой - граждане должны получать качественные услуги в полном объёме по обоснованной цене».

Но на современном рынке ЖКХ равновесия нет. Здесь идёт война без особых правил. Управляющие компании Югры объединились в партнёрство. Объединение УК предлагает несколько выходов из ситуации. Один из них - непосредственное управление.

«Гражданин должен доверять Управляющей компании только уборку подъездов, двора, обслуживание внутридомовых приборов. А за ресурсы платить нужно напрямую ресурснику. Нужно создать единый расчётно-кассовый центр. Такие РКЦ работают в ряде муниципалитетов, но их работу нельзя назвать успешной, в первую очередь из-за того, что нет расщепления платежей», - рассказывает Олег Шиян. - Их работой недовольны все участники и, в первую очередь, сами граждане, а ресурсники и УК недовольны неплатежами населения и процентом, который берёт РКЦ за свои услуги. В итоговом варианте всё ложится на потребителя. Ресурникам гораздо удобнее продавать ресурс только УК и взыскивать с них всё в полном объёме и ещё с процентами, вне зависимости заплатили им люди за услугу или нет. При такой схеме им негде брать дополнительные деньги на оплату потерь ресурсов при тех же авариях. Сейчас они накручивают эти рубли и копейки на тарифы, которые потом Управляющие компании выставляют гражданам. Отсюда объяснение: ресурсники подняли цену. Если граждане за услуги деньги не платят, то по суду эти долги взыскивают с Управляющих компаний, вплоть до процентов. Это очень удобно».

Местные кулибины предлагают идеальную модель управления. По их мнению, для того, чтобы система ЖКХ работала, как часы, необходимо вместо муниципальных УК создать управляющие компании в форме ОАО. 51% акций такой управляющей компании будет принадлежать муниципалитету, 10% - округу, оставшиеся 39% отдать в частные руки, т.е. в свободную продажу, чтобы каждый житель мог купить акции компании. Там, где есть собственность субъекта федерации - есть контроль. Чуть что - прибежит КРУ с проверкой. Чтобы граждане получали качественные услуги, а управляющая компания работала без перебоев, она должна содержать не более 20-25 многоэтажек. Это примерно 150 тысяч «квадратов».

«Возьмём Ханты-Мансийск. Здесь около 1,5 млн кв. м жилья. Если делить поровну, это 10-12 УК. А больше и не надо. Акционеры будут выбирать директора компании на конкурсной основе. Это исключит коррупционную составляющую», - предлагает Олег Шиян. Только при такой системе, по его мнению, ЖКХ можно вывести из кризиса.

Смотрите также: