Если память в дефиците. Как избежать неврологических нарушений после ковида

Чтобы тренировать свой мозг, нужно читать книги, которые могут дать пищу для ума © / pixabay.com

Вылечиться от коронавируса – половина дела. Осложнения могут возникнуть, даже если болезнь протекала в лёгкой форме. Например, после ковида многие жалуются на «туман в голове», потерю концентрации, забывчивость. Как справиться с неврологическими проблемами?

   
   

Мозг надо тренировать

Пожалуй, воздействие COVID-19 на мозг является самым пугающим.

«Моему отцу 75 лет. Он тяжело перенёс коронавирус, а после болезни ему поставили диагноз «энцефалопатия», – рассказывает жительница Ханты-Мансийска Анна. – Папа стал забывать, пил он или нет чай, таблетки. Пытался иногда снять через голову уже расстёгнутую рубашку. Всё так быстро произошло – было страшно». «Когнитивные нарушения наблюдаются у 55% пациентов с COVID-19, – говорит к.м.н., невролог Наталья Цинзерлинг. – Обратимость изменений пока не отслеживали. И хотя достаточного количества долгосрочных исследований ещё нет, вывод о потенциале нейротропности вируса (способность поражать нервные клетки) уже сделан». Медик считает, что долгосрочными последствиями психических нарушений после COVID-19 может стать полная потеря памяти и даже болезнь Альцгеймера.

Врачи отмечают, что если человек молод и интеллектуально развит, то в большинстве случаев его умственные способности после коронавируса не страдают. А вот у пожилых последствия могут быть серьёзными – с возрастом у людей в принципе появляются проблемы с памятью и вниманием. «По аналогии с мышечным тонусом. С возрастом он снижается, и человек теряет осанку, становится слабым. А если человек постоянно тренируется и даёт организму физическую нагрузку, то у него будут хорошие показатели силы и выносливости. С когнитивными функциями всё точно так же, нужно тренировать наш мозг», – поясняет нейропсихолог из Ханты-Мансийска Анастасия Британова.

Искажение реальности

Если после ковида человек забывает слова и названия обыденных предметов, если появилась рассеянность, заторможенность и сложно запоминать элементарную информацию, если наблюдается упадок сил и невозможно выполнять ежедневные дела – нужно принимать меры, потому что всё это  признаки снижения когнитивных функций головного мозга.

Негативные последствия для здоровья могут проявиться в течение шести месяцев после COVID-19
   
   

«Негативные последствия для здоровья могут проявиться в течение шести месяцев после COVID-19 – это тот временной промежуток, когда нужно быть особенно внимательным к своему самочувствию, – считает профессор Уральского государственного медицинского университета Марина Нестерова. – Кажется, что человек выздоровел, но скрыто от него самого в организме может идти процесс разрушения. Поэтому постковидный период не менее опасен, чем время протекания самой болезни». В каждом конкретном случае нужна дифференциальная диагностика, и без психолога или психиатра при потере памяти не обойтись.

Ум – на кончиках пальцев

В Югре люди, переболевшие коронавирусом, могут пройти углублённую диспансеризацию через два месяца после выздоровления. Участковый терапевт при необходимости направляет пациентов на консультацию к неврологу или психологу.  При серьёзных нарушениях когнитивных функций могут понадобиться дополнительные методы диагностики и более специфичная терапия. «Чтобы восстановить общее самочувствие, нужен комплексный подход. В первую очередь надо наладить сон, чтобы он был качественным и достаточно продолжительным. Кроме этого, важна умеренная физическая активность. Обязательны прогулки на свежем воздухе – постоянное нахождение в помещении провоцирует гипоксию. Нужно ограничить время, проводимое за гаджетами, поскольку они ухудшают качество сна, и мозг быстро привыкает к усвоению лёгкой информации в виде картинок и роликов», – объясняет Анастасия Британова.

Чтобы тренировать свой мозг, нужно читать книги, которые могут дать пищу для ума. Полезно разгадывать кроссворды, ребусы и головоломки, играть в настольные игры: шахматы, шашки и т.д. Можно освоить какой-нибудь вид спорта, начать изучать иностранный язык и даже сменить вид деятельности. «Чтобы восстановить папу, мы по рекомендации врача начали принимать специальные препараты и занимались с ним, как с маленьким. Делали массаж, гимнастику, выводили на прогулку, учили стихи, – рассказывает  Анна. – Папа вместе с правнучкой лепил фигурки из пластилина, собирал для неё бусы и пазлы – развивал мелкую моторику. Снова научился играть в «Морской бой». Самым сложным было то, что ничего из этого он не хотел делать. Приходилось убеждать, просить. Но спасибо врачам – папе стало лучше…»