В самом разгаре Масленичная неделя — один из самых любимых народных праздников. Принято считать, что в эти дни нужно печь и жарить большое количество блинов, кататься на горках, а в последний день, в воскресенье, непременно сжечь чучело зимы, чтоб весна пришла быстрее.
Говорят, что традиция идёт из глубокой древности, от славянского язычества. Но так ли это на самом деле? С этим вопросом ugra.aif.ru обратился к искусствоведу, этномузыкологу Кристине Руденченко.
Не весна, а обновление
Людмила Осьминкина, ugra.aif.ru: Кристина, Масленица — это первый в году праздник, связанный с наступлением весны?
— А что было в старину?
— Чучело никогда не было антропоморфным. Ему никогда не рисовали лицо — глаза, нос, рот. И, конечно, оно было без этих вот косичек, сарафанов, платков, кокошников. Мастерили его всей деревенской общиной. Очень трудно представить, чтобы в какой-то крестьянской избе отдали хороший платок или кокошник, а тем более сарафан. Эти вещи были очень дорогими, передавались по наследству. Не было и не могло быть такого в традиционной культуре, потому что сжигали не кого-то. Это же не кукла вуду. Это просто избавление от старого, ненужного, подготовка к новому жизненному циклу. Некоторые исследователи отмечают связь масленичного огня с божественным огнём, который как бы очищает греховную плоть. А греховную плоть олицетворяет эта кукла-чучело. В итоге крестьяне ещё и получали экологичное удобрение и рассеивали этот пепел по полю. Это связано с мифологическим мышлением крестьянина. Но оно позитивное, оно не несёт в себе никаких вредоносных ритуалов. И человек, выполнив этот обряд, как бы подстелил себе соломки, подготовился к предстоящим посевным работам.
Всё совсем не так...
— А вот это время между зимой и весной, каким оно было в крестьянской жизни? Если верить современным славянофилам, это была такая жизнерадостная пастораль, вечный праздник.
— Далеко не жизнерадостная и не праздничная. Во-первых, осенние запасы уже сильно подъедены. Поэтому блины были не основным масленичным блюдом. Там была куча других угощений. Во-вторых, на улице не пойми какая погода. Плюс впереди предстоит тяжёлый сезон посевных работ, сбор урожая и так далее. Впереди полгода нереальной пахоты. В прямом смысле этого слова. То есть крестьянин в следующий раз выдохнет более-менее на осенних дожинках. И поэтому вся эта мифология неоязыческая про то, что в Масленицу мы радуемся солнышку, она неправильная. На самом деле всё совсем не так. Некогда было крестьянину этим заниматься.
— Во всех народных праздниках, как правило, есть целый комплекс ритуалов, касающихся молодёжи. Был ли такой на Масленицу?
— У крестьянина был целый комплекс обрядов, которые он должен был выполнить. Они были связаны и с аграрными делами, и с семейно-бытовыми. Это был последний шанс присмотреть себе невесту. Устраивались смотрины: девушки выстраивались по улице в ряд, и мамы женихов вместе с сыновьями шли и смотрели, как выглядят девушки, как они себя ведут. Кроме того, масленичные ярмарки — это тоже отличный был повод присмотреться, кто как одет, у кого какой достаток. Но свадьбу приходилось ждать ещё очень долго. Если взять тексты масленичных запевок, то что мы там слышим? «Масленица, Каташенька, провожали мы тебя хорошенько. Масленица — белый сыр, а кто не женился, тот сукин сын…» Действительно, в крестьянской среде считалось, что если ты не женился до Масленицы, то ты в некотором смысле семью свою подвёл. Потому что дальше предстоит семь недель Великого поста — никак не женишься, свадьбы не играли в это время. Соответственно, ты профукал несколько месяцев. То есть всех подвёл.
Древний и советский
— Всё-таки насколько это праздник древний? И какой день Масленичной недели считается самым главным? Видимо, с принятием христианства, — Прощёное воскресенье?
— Указание на Масленичную неделю есть в «Повести временных лет». Если бы эта история была насажена христианством, то не было бы упоминания в повести о том, что в неделю Масленицы делали. Я склонна думать, что, как и со многими другими народными традициями, произошёл некий симбиоз. Как, например, в дохристианское время был почитаем бог Велес — покровитель домашнего скота. Потом в традиционной народной культуре его стали именовать Власий — Влас коров выпасал. С приходом христианства наложился праздник Егория Хороброва, то есть Георгия Победоносца, который тоже является покровителем домашнего скота, и с ним связан комплекс обрядов первого выгона скота в мае и так далее. То есть я склонна соглашаться с теми исследователями, которые говорят о контаминации (объединении. — Прим. ред.) этих двух культур — религиозной и народной. Имеет место дуализм мышления.
— А с какого времени он известен в ХМАО?
— Начнём с того, что Масленицу праздновали не во всех регионах России. Югра относится именно к таким. Откуда это известно? Если бы этот праздник был, в нашей старожильческой западносибирской песенной традиции обязательно сохранилась бы хоть одна песня. Но мы такого здесь не находим. В Советском Союзе шла активнейшая борьба с церковью, с религией. Если бы Масленица была, скажем так, проходным праздником, от неё бы точно отстали. Но нет! Её переименовали в проводы русской зимы, переделали, все смыслы исковеркали. И методички распространялись активно к концу 1960-х годов по всему Советскому Союзу. В них писали, как проводить этот праздник. В том числе и в те регионы методички отправляли, где такой традиции никогда не было. Я видела в Ханты-Мансийске архивное фото за 1967 год — «Первое празднование проводов русской зимы». То есть для нас этот праздник совсем новый.
— Не так проста оказалась Масленица... А вы сами этот праздник отмечаете, блины печёте?
— Обязательно! Традиция есть традиция.
Досье
Кристина Руденченко родилась и выросла в Сургуте. Окончила колледж русской культуры им. А.С. Знаменского, Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по специальности «этномузыколог, преподаватель», Академию русского балета им. А.Я. Вагановой (искусствоведение и арт-журналистика). Абсолютный победитель в номинации «Соло» Международного вокального фестиваля «Московская весна a’capella», лауреат стипендии Правительства РФ по поддержке молодых талантливых деятелей культуры и искусства. С 2020 года солистка Сургутской филармонии, арт-директор спецпроектов: мюзикла «Путь Олоко» и мистерии «Барсова Гора».