У всех нас есть мобильный телефон, но меньше всего времени мы уделяем звонкам. Телефон нужен, в основном, для работы с сервисами и приложениями, например, для использования госуслуг или вызова такси. О новых цифровых технологиях рассказали на пресс-конференции директор департамента информационных технологий и цифрового развития Югры Павел Ципорин и директор АУ Центр «Открытый регион» Маргарита Козлова.
Ежегодно новые сервисы
«Мы ежегодно вводим новые сервисы для наших жителей, начали с электронных услуг, на портале государственных услуг их уже 166. Часть из них доступна в цифровом виде, не нужно никуда приходить даже за их результатом, - рассказал Павел Ципорин. - Пять услуг с прошлого года мы перевели в режим без чиновников, люди исключены из процесса оказания услуг, это экономит время как жителей, так и сотрудников государственных органов».
Также, по словам Павла Ципорина, в округе разрабатываются мобильные приложения, информационные системы. Один такой масштабный проект –цифровая образовательная платформа. В сентябре этого года она заняла первое место во всероссийском конкурсе проектов в сфере цифровизации регионов «Проф – IT».
Проект подразумевает ведение ребенка с садика до окончания школы. В следующем году планируется подключить к платформе колледжи, а потом и высшие учебные заведения. Система позволяет родителям подобрать индивидуальную траекторию обучения, подсказывает, какие усилия следует приложить, чтобы наиболее полно развить заложенные в ребёнке таланты и способности.
Есть мобильное приложение государственных услуг. Наиболее востребованные среди них в нашем регионе - электронный дневник, запись к врачу, некоторые социальные выплаты, нейросеть «Вика», которая подсказывает, как легче воспользоваться электронными услугами.
Интернет - в каждое село
«Интернет в нашем округе развит достаточно хорошо, доступ к нему имеют 99,99 процентов населения, высокоскоростным пользуются порядка 94 процентов югорчан. Это очень хороший показатель для нашей территории, у нас много удалённых посёлков. В 2019 году мы подключили к сети четыре посёлка Березовского района. В труднодоступных населенных пунктах доступны все те же сервисы, как и в крупных городах», - пояснил Павел Ципорин.
Он также добавил, что в регионе обучают людей старшего возраста работе с цифровыми сервисами, есть специальные обучающие курсы, блок информационной безопасности.
Но, чем больше цифровых сервисов появляется, тем интенсивнее возникает к ним интерес у злоумышленников. Граждан обучают, как не попасться на уловки мошенников.
Сейчас период использования мобильного телефона для звонков составляет пять-десять процентов от всего времени, остальное занимают мобильные приложения. Около 98 процентов югорчан зарегистрированы на сайте государственных услуг. Это говорит о том, что сервисы и услуги востребованы среди наших жителей. В планах – продолжить проведение интернета в отдалённые труднодоступные территории Югры.
Люди доверяют сети
Региональная социологическая служба, которая работает в рамках Центра «Открытый регион», недавно проводила опрос о медиа-предпочтениях югорчан, спрашивали и об источниках информации. Интернетом пользуется подавляющий процент респондентов, это 93,7, соцсетями и сервисами - 96 процентов. Интернет находится в топе источников получения информации, завоевывает первые места по доверию граждан.
Так совпало, что пресс-конференция прошла в день пятилетнего юбилея Центра «Открытый регион», 30 октября. Одновременно стартовал краудсорсинговый проект «Цифровые сервисы в Югре», который является очень значимым, а сам Центр - пионер в этой области, в цифровизации экономики и коммуникации с гражданами.
Югорчане будут генерировать идеи
«Мы следим за современными трендами, давно сотрудничаем с департаментом информационных технологий и цифрового развития Югры, но такой краудсорсинговый проект был запущен впервые, - поделилась подробностями Маргарита Козлова. - Запускаем нашу уже привычную площадку «КраудЮгры.РФ», куда приглашаем всех наших жителей. С 30 октября и до 16 ноября мы будем рады видеть предложения, а также участие в тематических обсуждениях по заданной тематике».
Цель краудпроекта очевидна – специалисты хотят услышать мнение югорчан и экспертного сообщества об удобстве уже существующих сервисов, а также предложения о необходимости создания новых. Работа делится на два блока, это тематические обсуждения и генерация идей.
Следующим шагом будет экспертная группа, которая оценит идеи на соответствие целям и задачам краудсорсингового проекта. В нее вошли специалисты, это и руководитель профильного департамента, и руководство югорского научно-исследовательского института информационных технологий, и управленческая группа компании «Ростелеком», и ряд других значимых специалистов в этой сфере. После их оценки отобранные идеи будут выставлены на общественное обсуждение участников краудсорсингового проекта. Здесь не работает принцип оценки только экспертами, идеи выдвигают сами участники, оценка и обсуждение этим же кругом людей.
Всех ждут на «КраудЮгры.РФ»
«Специалисты заинтересованы в наибольшем числе югорчан, которые придут на нашу площадку «КраудЮгры.РФ». Раньше все наши краудсорсинговые проекты проходили более длительный период, в течение месяца, но вначале этого года сотрудники Центра «Открытый регион» проходили стажировку в Москве, смотрели, как работает Москрауд, и увидели, что система позволяет проводить такие проекты в более сжатый срок. Вопрос тут больше в работе по продвижению и вовлечению числа участников, нежели в необходимости длительного обсуждения», - говорит Маргарита Козлова.
Она также добавляет, что за две предстоящие недели планируется сформировать пул идей, если будет необходимость, проект продлят. Итогом будет комплекс предложений по усовершенствованию существующих технологий, который профильный департамент возьмёт на вооружение. Также результатом станет пул новых идей, которые вместе с экспертной группой будут рассмотрены к возможности внедрения.
С учётом эпидемиологической ситуации предполагается, что большинство предложений коснется того, как усовершенствовать нашу текущую жизнь, какие-то сервисы для бизнеса и для граждан, чтобы совсем не нужно было никуда ходить. Проект предполагает три направления: новые идеи по сервисам социальной направленности, коммуникация между бизнесом и государством и коммуникация между органами власти и жителями.