Летящие по волнам. В регионе обновляют судоходный пассажирский транспорт

Длина «Метеора 120Р» – 35 метров, но это не мешает ему быть манёвренным © / Правительство ХМАО-Югры

В переводе с языка ханты слово «югра» означает «люди на воде». У нас множество рек, озёр и труднодоступных поселений, добраться до которых можно только по воде. Точнее, дойти – так говорят капитаны. Но с появлением судна нового поколения «Метеор 120Р» мы будем не ходить, а летать по волнам.

   
   

Комфорт как в самолёте

Сейчас югорчан перевозят «Метеоры» и «Линды», большинство из которых старше 30 лет и требуют замены. Две «Линды», курсировавшие по маршрутам Ханты-Мансийск – Нялинское, Ханты-Мансийск – Сургут два года назад заменили на современные теплоходы «Валдай 45Р». А в ближайшее время пассажирский транспорт региона пополнится двумя судами на подводных крыльях. Первый «Метеор 120Р» прибудет в регион уже в сентябре, второй – в следующем году. Конструкция этих судов базируется на традициях школы Ростислава Алексеева. Как рассказал председатель совета директоров Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) по судам на подводных крыльях им. Алексеева Георгий Анцев, новый метеор рассчитан на 120 пассажиров и экипаж в шесть человек. Современная крыльевая схема позволяет судну развить максимальную крейсерскую скорость до 65 км в час, но её вполне можно увеличить ещё на десять. Салоны вместительные, есть места для маломобильных людей, установлены кондиционер и телевизор.

«Двигатели малошумные и экологичные. И главное, мы внедрили интегрированную систему управления с элементами искусственного интеллекта. У нас установлены различные системы, которые позволяют поддерживать комфорт пассажиров на высшем уровне при движении судна, как в самолётах. В кормовом отсеке располагается кафе, где можно поесть, что крайне важно при поездках на дальние расстояния», – объясняет Георгий Анцев.

Новые модели «Метеоров» предназначены для перевозки пассажиров по маршрутам Ханты-Мансийск – Урманный и Приобье – Берёзово – Нижние Нарыкары.

Наши лучше

Бюро Алексеева всегда славилось своим научным потенциалом и проектами, не имеющими мировых аналогов. «Мне приходилось бывать в Греции, там до сих пор эксплуатируются наши советские «Кометы». Отечественные конструкторы и производители судов на подводных крыльях делают отличные модели, в Европе и Азии у них нет конкурентов. При покупке новых моделей мы даже не рассматриваем зарубежные предприятия, потому что знаем, что в России есть свои и они могут построить суда отличного качества», – рассказывает первый заместитель генерального директора компании «Северречфлот» Владимир Киреев.

«Метеор» – легенда советского судостроения, самое большое речное судно на подводных крыльях (его длина 35 метров). С 1959 года ЦКБ Алексеева выпустило около четырёх сотен таких судов. Они быстрые, манёвренные и ходят на дальние расстояния. Последние образцы «Метеоров» до сих пор бороздят реки и водохранилища России, но их технические ресурсы практически исчерпаны. «Метеор 120Р» – новое, переосмысленное видение модели. Решение построить два таких теплохода для Югры было принято в прошлом году. И вот один из новых «Метеоров» уже спущен на воду. Югорский заказчик попросил ЦКБ Алексеева учесть требования по определённым опциям, и все они были выполнены. «Ветровые режимы в бассейнах рек Оби и Иртыша, короткая волна, которая имеет место быть при сильном ветре, всё-таки окажут определённое влияние на суда. Судостроители обещали, что этот момент будет переноситься гораздо легче. А максимальная высота волны, при которой судно можно эксплуатировать – 2 метра», – отметил Владимир Киреев.    
   

Современная крыльевая схема позволяет судну развить максимальную крейсерскую скорость – до 75 км в час

Югра держит курс на обновление речного флота. По словам главы региона Натальи Комаровой, ещё два судна заказаны на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького. А специалисты конструкторского бюро имени Алексеева уже думают над созданием двухпалубного судна для плавучей поликлиники. Новый теплоход сменит на посту старичка «Николая Пирогова». Но и «ветерана» постараются оставить в строю.