Мамы во фрилансе. Как женщины зарабатывают дома

Людей все больше привлекает формат работы «на дому». Особенно молодых мам, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. В День фрилансера, редакция «АиФ-Югра» узнала, есть ли преимущества у такого «материнства в работе»?

   
   

Шило на мыло?

Галине Соболевой 25 лет. Она мать-одиночка, воспитывает сына Василия, а еще она специалист по SMM. В её обязанности входит не только «растить» сына, но и группы в соцсетях.

«По образованию я учитель начальных классов. Учась в колледже, вышла замуж, а на выпускном курсе узнала, что в положении. Когда сыну стукнуло полгода, мы с мужем развелись. Послеродовая депрессия не обошла стороной. Спасибо родителям, старались меня бодрить. Когда сыну исполнился год, они подарили мне огромный набор для мыловарения».

Девушка надеялась стать мастером своего дела. Несмотря на «дороговизну» своей мечты (килограмм основы стоит 250 рублей, 1 литр качественного масла - около тысячи рублей), Галина открыла ИП. 

«Это было ошибкой - я слишком рано сделала такой шаг, – вспоминает она. – Бизнес - это не просто «щелкнул пальцами» и у тебя раскупили твое добро. Это стратегия. Я закрыла своё первое ИП через 3 месяца, поняв, что просто не справляюсь с налогами, не говоря уже о какой-либо прибыли. Тихонько продолжала вести свою группу в соцсетях, участвовать как мастер хендмэйда в городских ярмарках. Там я заработала на «мыле» свои первые деньги и была жутко довольна собой. Я ненавидела, когда тыкали, что у меня нет своих денег, что я не могу сама обеспечивать сына. Я мечтала, что когда-нибудь исправлю это, и более никогда, и ни от кого не буду зависеть. Это стало идеей фикс».

   
   

Когда сын пошел в школу, начались поиски «основного» дохода. В этот момент Галя поняла – работать по профессии она не хочет. Работодатель предложил «попробовать себя в SMM».

«За годы декрета я перепробовала разные соцсети и везде по чуть-чуть понимала. Это стало решающим фактором. Начальница дала мне кучу литературы, заставила зарегистрироваться на первое обучение, стоя при этом надо мной и следя, чтобы я обязательно отправила заявку. Я старательно повышала навыки SMM, училась на различных курсах. Часто они были платными и не дешевыми. Нельзя стать специалистом и получить хорошие знания за 3 дня бесплатных курсов».

Кстати, в феврале Галя получила свою первую корочку в школе SMM.

«Это были 91 день интенсивной учёбы, в онлайн режиме, нервы и стресс, минус часы сна. Мыло при этом я не забросила. Моя группа стала моим же дипломным проектом в школе SMM-щиков».

На вопрос «действительно ли фриланс от слова free?» Галина дает категоричный ответ: «Это не райский отдых в Таиланде на гамаке, как показывают некоторые. Это работа, и тут только ты решаешь, сколько заработаешь. Времени на отдых у меня нет категорически. Были случаи, когда в 2 часа ночи я договаривалась на размещение рекламы и клепала картинку, а вставать на основную работу через 4,5 часа».

Увольнение – от слова воля?

У второй героини тоже растет сын и количество подписчиков в соцсетях. Анастасии Меркурьевой 35 лет. Она училась на журналиста и работала в телекомпании. По второму образованию «педагог-психолог». Работала в детском доме, а когда получила диплом, посвящать жизнь специальности расхотелось.

«5 лет назад я работала в детском доме и училась заочно на педагога-психолога. В то время я была каким-то злым цербером, которого все боялись. Вечером я приходила уставшая, дерганная. Чувствовала себя тем самым выжатым лимоном из коктейля.

Однажды у нас сменился директор. У нее явно зрел план поменять коллектив под себя. Как-то она вызвала меня и спросила почему у меня такая короткая юбка. Платье было самое обычное, офисное. Я знала, где работаю и всегда соблюдала дресс-код. Стало ясно, что она ищет повод избавиться от меня. В общем, я тогда психанула, принесла линейку и показала ей, что длина моего подола совершенно не нарушает морального облика детского дома.  На следующий день я просто не пришла на работу. Позвонила и наврала, что отравилась. Мне совершенно было наплевать, что меня могут оштрафовать. Потом я взяла мини - отпуск и сразу после него написала заявление.

Помню, как легко я в тот день выпорхнула из ненавистной конторы. Муж меня поддержал. Его вообще радовало, что жена стала намного спокойнее и хмурая складка на лбу наконец то разгладилась».

Семья приняла решение уехать в долгосрочный отпуск в теплую страну. 

«Шел декабрь 2014, второй месяц мы жили на острове Самуи, чтобы как-то сэкономить, воровали незрелые бананы, они были зеленые и липкие. Кризис возник внезапно. Накопления подходили к концу, а доход от сдаваемой в аренду квартиры резко сократился. Мы не пошли на местный рынок в поисках работы, так как конкуренция была жесткой, и русский русскому был враг. Возвращаться в Россию совсем не хотелось. Было очевидно, что нужно было развиваться в интернете - и чем быстрее, тем лучше! Поработав неделю на бирже копирайтеров 50 р. за 1000 знаков я поняла, что в таком темпе и на бананы не заработаю».

И вот в головах молодых людей возникла идея создать ИП и работать на себя. Настя открыла магазин одежды. Её муж – фотостудию. Но «дела» пришлось закрыть – родился ребенок и свободное время куда-то исчезло. Прошло уже полгода и, по словам Насти, о закрытии бизнеса она не жалеет.

«Наш сын подрос, ему исполнилось два. Глядя на это чудо, мы понимаем, что это самый лучший наш проект. Когда я говорю родственникам и друзьям, о том, что в садик мы не пойдем, они крутят пальцем у виска. В их глазах я тунеядка, которая не хочет искать работу. Все чаще я стала задумываться о том, что работа не должна быть привязана к месту. Ведь мы снова начали планировать очередную авантюру - жить в путешествии. Этот якорь в виде локальной работы нам ни к чему».

«Тунеядкой» в глазах родственников она стала из-за фриланса. Сейчас Настя раскручивает сеть буфетов.

«Однажды мне позвонила подружка и спросила, не хочу ли я вести группу Вконтакте. Я с радостью согласилась, ведь работа сама меня нашла. Но я так долго не писала, что после декрета мой мозг заржавел. Опираясь на прошлый опыт, я понимала, что просто постить картиночки и тырить тексты из других пабликов, пожалуй, будет неэффективно в раскрутке».

Тогда Настя записалась на курсы. «Преимущество во фрилансе – можно работать, где хочешь. Но я стала реже выходить из дома, почему-то. Зато могу на все лето уехать к маме на море и получать зарплату. Совмещать работу на дому с воспитание не сложно, если тебе помогает муж».

Своего мужа Анастасия называет «более состоявшимся фрилансером»:

«Он всю жизнь работает на себя, – гордо заявляет она. – Сейчас я занимаюсь его продвижением по двум направлениям - фотошкола, свадебный фотограф и воздушная съемка в планах. Это непосредственно моя работа. Пока много не зарабатываю, потому что только получила сертификат. Настоящий клиент пока один - это общепит. С мужа деньги, конечно же, не беру – моя цена 2 платья. Кроме шуток, муж берет на себя занятия с ребенком и освобождает мне время для саморазвития. В свое SMM-образование я вложила 15 000 рублей на 2 месяца».

Девушка надеется, что в старости будет жить на «пассивный» доход.

Справка:
К концу 2018 года количество фрилансеров выросло до 13,5 миллионов человек. 6 миллионов зарабатывают на хлеб только фрилансом. По данным аналитиков из PayPal, в России фрилансеров женщин и мужчин почти равное количество. В среднем «вольным творцам» от 30 до 39 лет. В основном они работают в сфере дизайна, консалтинга или в интернет-маркетинге. 66% удалённых специалистов активно сотрудничают с иностранными клиентами.