Мошенники продолжают обманывать югорчан. Преступники используют и старые, и новые схемы, атакуют государственные и корпоративные информационные системы.
Донести до каждого
Двадцатилетний житель Нижневартовска поверил аферистам, которые представились сотрудниками «Госуслуг». Под предлогом защиты от мошенников они убедили его перевести деньги на «безопасный» счёт. В итоге молодой человек лишился 700 тысяч рублей. А пенсионеру из Югорска преступники представились сотрудниками энергосбытовой компании и выудили у него 8 миллионов. Подобные звонки зафиксированы в Югорске и Советском. «Мне позвонил мужчина и сказал, что надо счётчик срочно заменить, что можно никуда не ходить и оформить заявку через «Госуслуги». Вежливый такой, убедительный. Но у меня срок поверки счётчика через три года. О том, что так действуют мошенники, я дня через два в СМИ прочитала», – рассказывает Ольга Пестерева из Югорска.
Некоторые мошенники раскладывают в почтовые ящики поддельные платёжки на газ с QR-кодами, которые ведут на фишинговые сайты. Переходишь – и всё, преступники получают доступ к банковскому счёту.
В Советском районе 17-летняя школьница поверила лжезавучу, который сообщил ей по телефону, что банковским счетам её родителей угрожает опасность. Девушка не задалась вопросом, какое дело «завучу» до денег её родителей, и перевела на «нужные» счета все матушкины деньги – миллион рублей. Преступления в IT-сфере – самые распространённые в Югре.
«Главное, до каждого жителя донести информацию, какие могут быть угрозы. Чтобы все понимали, что никакие МВД, полиция, лейтенант гвардии не будут звонить и просить по телефону что-то сделать. Пока каждый житель не только Югры, а всей нашей страны не поймёт это, толку не будет. Любые другие методы здесь бессильны», – считает замгубернатора, директор департамента информационных технологий и цифрового развития Югры Павел Ципорин.
Под контролем
Кибермошенники активно используют персональные данные граждан, взламывая в том числе государственные и корпоративные информационные системы. Вопросы профилактики киберугроз обсудили на восьмой межрегиональной конференции «Кибербезопасность информационных систем» в Ханты-Мансийске, на которую съехались IT-специалисты со всей страны. Они отметили, что уровень защиты растёт, и делается для этого немало.
На смену импортным программам приходят отечественные разработки. «Мы более чем на 95% заместили различные программные продукты. Введена в работу достаточно безопасная платформа «Битрикс», – говорит Павел Ципорин. – Губернатор ставит перед нами задачу увеличить число организаций, которые входят в периметр нашего контроля безопасности». Под контролем специалистов находится более ста объектов, включая медицинские и социальные учреждения, а также МФЦ и органы государственной власти. В рейтинге информационной безопасности у Югры максимальные баллы.
На конференции была представлена новейшая разработка – «Форпост».
Два года назад в Югорском госуниверситете была открыта кафедра «Информационная безопасность». Нехватка специалистов – один из вызовов, которые отметил представитель лаборатории Касперского Артур Хукаленко. Кстати, судя по аналитическому отчëту лаборатории, наиболее дисциплинированными в плане выполнения норм информационной безопасности являются государственный и финансовый секторы. Большинство компаний считает, что эти нормы и требования соответствуют рыночным условиям, но, к сожалению, не все их выполняют. Аналитики считают, что размеры штрафов за нарушения будут расти.
Это интересно
Правительство России разработало законопроект, запрещающий сотрудникам госучреждений, банков и операторам связи общаться по служебным, рабочим вопросам в иностранных мессенджерах. Для общения с клиентами они могут использовать лишь российские аналоги мессенджеров. Опция отказа от рекламных и спам-звонков будет доступна абонентам всех операторов.
Минцифры разработало платформу «Антифишинг», с помощью которой можно выявлять мошеннические ресурсы. Система обеспечит онлайн-взаимодействие госорганов, банков, микрофинансовых организаций, операторов связи и т.д.