Анна Морозова – психолог из Ханты-Мансийска, она помогает югорчанам подготовить себя к приемному родительству. В чем особенности процесса обучения, как понять, что в семье достаточно ресурсов для воспитания приемного ребенка, с какими сложностями можно столкнуться и как их преодолеть, узнал наш еженедельник.
Школа для родителей
Оксана Шуман, «АиФ-Югра»: Анна, что это за курсы «Школа приемных родителей», как они проходят, какие вопросы и аспекты вы освещаете в процессе обучения?
Анна Морозова: Наша организация «Социально-психологический центр «АЛИФИЯ» ведет такие курсы. Как руководитель и практикующий психолог, могу отметить, что за это время обучение прошли около 80 человек, 90% из которых стали приемными родителями. Программа обучения включает 80 часов (практика и теория), это психолого-педагогический блок, юридический, медицинский и несколько часов от представителей следственного комитета и правоохранительных органов, они рассказывают о вопросах безопасности. Подготовка занимает от 15 дней до 3-х месяцев.
– В обществе в последнее время есть такая тенденция – пройти курсы приемных родителей на всякий случай. Как вы к этому относитесь?
– Жизненные обстоятельства могут быть разными, и я поддерживаю данное решение. Проучиться в школе может любой желающий, обучение проходят раз в жизни, подтверждать полученное свидетельство не требуется, так как удостоверение бессрочное.
– Получается, что даже если у родителя есть свои дети, эту «Школу» все равно надо проходить?
– Да. Свои дети – это свои дети, приемные – это дети со специфическими особенностями, привычками, потребностями и т.д. Мы говорим в процессе обучения об особенностях приемных детей очень много и подробно. Это другие дети, там есть свои отличия, свое закономерности, одна травма, которую испытывает ребенок, оказавшись в детском доме, чего только стоит.
Жена говорит, муж молчит
– Как определить готовность приемного родителя к воспитанию чужого ребенка? Я не говорю здесь о материальной составляющей, хотя это тоже важно.
– На первом собеседовании, которое обычно длится несколько часов, я стараюсь рассмотреть этот вопрос максимально подробно. Потенциальные приемные родители проходят полноценную диагностику на мотивацию и ресурсность, а также на определение факторов риска. Тех, у кого мотивация не всегда адекватная и не отвечает потребностям приемного ребенка, тоже видно сразу. Специалисту лучше отсеять таковых до начала обучения. Если это семейная пара, то решение должно быть совместное. У меня были случаи, когда приходит семейная пара, и все два часа со специалистом говорит только супруга, а муж молчит. И я понимаю, кто кого привел, этот факт говорит о многом. Решение должно быть обдуманное, понятно, что до конца ни один адекватный человек ни в чем не может быть уверенным по жизни вообще. Но для себя мы должны понять, почему хотим взять на воспитание ребенка.
– А какая должна быть мотивация?
– Быть мамой (или отцом) и реализовать себя как родитель – адекватная мотивация. А вот когда говорят, «я хочу ребенка» – это уже эгоистичная мотивация для удовлетворения своих потребностей.
Терпение и труд
– Какие требования у вас как психолога к приемным родителям?
– Это должны быть взрослые люди, которые сами реализовались, состоялись в плане социального статуса. Желательно иметь хобби, определенные интересы, чтобы понять, в какой сфере они смогут развивать растущего человека.
– К чему должны быть готовы приемные родители, какими качествами характера они должны обладать?
– На первом месте терпение. Они должны быть готовы к трудностям, которые будут всегда что с кровными детьми, что с приемными. Есть такой период адаптации, он не всегда гладко проходит, срок его зависит от возраста ребенка, его особенностей развития, от ресурсности приемной семьи. Родители должны быть готовы к тому, что у условно здорового ребенка может выявиться какое-то наследственное заболевание и понадобятся ресурсы для решения данной ситуации и т.д. И самое главное, они должны быть готовы к сотрудничеству с теми организациями, которые всегда готовы им помочь.