Дочь, жена, мать, певица, актриса, посол доброй воли, общественник – всё это про Веру Кондратьеву. Однажды в её жизнь вошла музыка. Так и идут рядом. К музыке добавилась работа в театре, международные проекты. Теперь югорчанку знают и на Фарерских островах, и в Гренландии, и в Китае, и в Арабских Эмиратах.
Жить в лесу – это нормально!
Дарья Котова, «АиФ-Югра»: Вера, какое событие стало для вас самым важным в 2021 году?
Вера Кондратьева: В прошлом году было много событий. Мы снимали видео, давали концерты, записали альбом на Фарерских островах. Запись должна была состояться ещё в прошлом году, но из-за того, что были закрыты границы, этого не случилось. То, что получилось сделать это сейчас, – очень здорово. Альбом записали благодаря гранту губернатора – я написала проект по развитию территориального брендинга и маркетинга Югры, защитила его, выиграла и поехала. Софинансирование альбома было и со стороны «Тотал рекордс». Мой проект направлен на популяризацию и сохранение культуры обско-угорских народов. Мы рассказываем о Югре, о нашем округе и проводим параллель с Фарерскими островами. Говорим о том, что нет расстояний и преград для дружбы, творчества, единства народов. Показываем это через универсальный и понятный всем язык – музыку.
– Почему именно Фарерские острова?
– С 2016 года я являюсь солисткой группы «Yggdrasil», руководит которой Кристиан Блак, он находится на Фарерах. А познакомились мы в 2015 году в Сургутской филармонии на международном фестивале «60-я параллель» – Фарерские острова находятся с нами на одной параллели. С тех пор мы дружим, вместе творим, созидаем.
Представляете, когда мы приехали на острова, выяснилось, что у Кристиана Блака есть музыкальный магазин, где он продаёт диски, пластинки, и среди них был диск эстонской группы, которая однажды приезжала к нам. Музыканты собирали фольклор среди наших коренных народов и записали песню, которую исполняла моя мама, Кондратьева Татьяна Семёновна. Это песня про реку Лямин. Она известна с 19 века. И я там, стоя за мамой, подпевала ей. И эта песня была на диске, который продавался в музыкальном магазине за тысячи километров от нас…
Мы с Кристианом дали 10 концертов, один из которых прошёл в пещере. Мы находились в гроте на лодке. Зрители тоже приплыли на лодках. И вот в этой темноте под шум океана мы работали. Я играла на барабане с мембраной и пела, у нас были саксофон и тромбон из бересты. С помощью этих инструментов и голоса мы создавали образы. Это была полная импровизация.
– А как ваши песни воспринимают иностранцы, это же незнакомая для них культура?
– Когда я выхожу в традиционных украшениях, в традиционном платье (платья, кстати, шьёт моя мамочка, она большая рукодельница), люди воспринимают меня скорее как картинку. Потом слушают песни, слышат язык, и всё это складывается в целостный образ. Когда они слышат ещё и наши национальные инструменты – бубен, тумран из кости оленя, конечно, они приходят в восторг и даже в некий транс. Потом подходят после концертов ко мне, говорят о своих эмоциях, задают много вопросов. Я для них как инопланетянка. Потом узнают, что у нас люди до сих пор ведут традиционный образ жизни, живут в лесу, ведут хозяйство, держат оленей. Спрашивают, прямо в лесу живут? Да, в лесу, и это нормально… Всегда интересно людям узнавать о других народах.
Всех бы простила…
– В этом году вы сыграли в театре обско-угорских народов «Солнце». Как оцениваете эту работу?
– Это новый для меня опыт. В спектакле «Королева красоты» по пьесе Мартина Макдоноха я сыграла одну из главных ролей. Режиссёр спектакля Михаил Яковлевич Али-Хусейн – из московского театра «Современник».
Этот спектакль полностью на языке народа манси. Для меня этот язык из раздела иностранных. Приходилось учить слова, текст. Но зрителям понятно абсолютно всё, потому что есть и перевод на русский язык в виде строки, и то, что происходит на сцене, понятно и без перевода. Спектакль очень многогранный, в нём такие эмоциональные качели, можно и поплакать, и посмеяться. Он выстроен на взаимоотношениях между близкими людьми, между матерью и дочерью, на том, какими они могут быть. Может, какие-то из этих тем человек и не хочет озвучивать… После спектакля зрители уходят в раздумьях, и это хорошо. Конечно, выводы все делают свои. Я бы не хотела жить так, как герои спектакля. Я бы, наверное, простила всех, на кого держу обиду, или попросила бы прощения у тех, кого обидела.
– Вы и в Арабские Эмираты в этом году съездили, с кем познакомились, перед кем выступали?
– В Объединенные Арабские Эмираты я ездила в рамках сотрудничества с Фондом развития Югры и департаментом промышленности. На международной выставке «Экспо-2020» в Дубае павильон России был самым красивым, впечатляющим. То, что мне удалось выступить на сцене рядом с российским павильоном, – это очень здорово, концерт шёл минут 40, нас тепло и с интересом приняли. Выступать на сцене там было одно удовольствие.
После выставки в аэропорту мы увидели Дмитрия Маликова. Он сам подошёл к нашей делегации, заговорил… Конечно же, я не могла не достать телефон и не сфотографироваться с ним.
Я ему подарила первый альбом группы «Yggdrasil». Кто знает, может, и посотрудничаем. Много выступали и для первых лиц, эти люди живут своей работой, загружены очень, но всегда открыты, готовы к диалогу, всегда идут навстречу.
От себя не уйдёшь
– Вы недавно стали ещё и послом доброй воли. Что этот статус значит для вас?
– Я не знала, что мою кандидатуру рассматривает президиум Международного северного форума. Когда мне об этом сказали, я была счастлива, потому что Северный форум, куда входит наша Югра, – это та площадка, где мы представляем, транслируем свои идеи и выносим предложения по развитию арктических территорий. Формулировка «посол доброй воли» мне нравится. Ты как некий добрый волшебник, как Дедушка Мороз – это сравнение мне навеяло предстоящими праздниками. Как посол доброй воли, я должна представлять регион на площадках международных форумов или других, где представлен Северный форум, доносить мысли, идеи, предложения и через культуру обско-угорских народов транслировать традиции нашего округа. Уже прошёл ряд мероприятий. Все они были в формате видеоконференции, онлайн.
– Для артиста нормально, и нужно, и важно, чтобы его профессия и творчество были востребованы, это значит, что ты правильной дорогой идёшь. Без семьи ничего бы не получилось. Очень важно, когда тебя поддерживают, любят, когда у тебя есть опора и надёжный тыл. Где-то терпят, где-то прощают, всякое бывает. Это жизнь. А от себя, как говорится, не уйдёшь. Дети знают, что мама у них артист. Сыновьям нравится моё творчество, они очень музыкальные, но не публичные.
– Будете ли работать на новогодних праздниках и как будете отмечать Новый год?
– Декабрь расписан по минутам. Очень плотный график, и заканчиваю я как раз 31 декабря. В новогоднюю ночь я работать не буду. Мы встретим Новый год всей семьёй, с родителями. У меня, кстати, был опыт работы в новогоднюю ночь на мероприятии. И вы знаете, хорошо, что такое случилось, это опыт. Но для меня всё же Новый год – это семейный праздник.
Желаю, чтобы Новый год был для вас активным, ярким, солнечным, чтобы каждый день у югорчан было много радости, любви и чтобы 2022 год стал самым щедрым, самым счастливым! С Новым годом!