Андрей Шаламов – директор югорского Центра развития молодежи и поддержки добровольчества «Свои люди». Именно он является автором проекта о наставниках для подростков.
Как заплатить за квартиру?
Оксана Шуман, «АиФ-Югра»: Андрей, что за проект? Давайте подробности
– У каждого проекта есть конечная цель. А у вас?
– Цель нашего проекта – социализация и благополучное устройство подрастающего поколения во взрослой жизни. Дело в том, что не всегда молодые люди при выпуске из детского дома или приемной семьи готовы к жизни. Часто у них нет простейших социальных навыков. Например, они не знают, как и где заплатить за квартиру, получить льготу на оплату коммунальных платежей, трудоустроиться, какие документы необходимы при поступлении в вуз, и так далее. Конечно, таким молодым людям помогают государственные органы, но не все ребята туда хотят обращаться. В этой ситуации неоценима поддержка наставника, старшего товарища, который готов делиться своим жизненным опытом и знаниями, быть другом и проводником во взрослой жизни. А для ребят помладше важно, чтобы в жизни был значимый старший, который принимает ребенка таким, какой он есть, интересуется его делами и учебой, проявляет эмоциональное участие. Очень важно, чтобы на выпуске из детского дома у молодого человека был старший, готовый «подхватить» и сопроводить его в начале взрослой жизни.
– А что, приемные семьи не справляются с воспитанием? Зачем вам выполнять их функции?
– Подавляющее большинство приемных семей прекрасно справляются со своими функциями, и вообще наш округ является лидером в России по семейному устройству детей-сирот. Но не всегда и с кровными родителями сохраняются близкие отношения. Приемная семья – это все-таки профессиональная деятельность, профессиональная опека, когда за определенное вознаграждение родители берут ребенка и занимаются его воспитанием, юридическими аспектами, восстановлением здоровья. Не всегда сохраняется связь с приемными родителями, когда в 18 лет опека заканчивается и молодой человек оказывается во взрослой жизни, и здесь поддержка наставника неоценима. Много и заинтересованных в наставничестве действующих приемных родителей, как сказала одна приемная мама: «Моему ребенку не хватает старшего авторитетного товарища и друга».
На выходе из детского дома, когда молодой человек становится полностью дееспособным и самостоятельным в своих решениях, ребята не всегда могут благополучно устроиться в жизни. А это может привести к потере жилья, отсутствию денег и даже различным заболеваниям и так далее. Также в нашем проекте предусмотрено финансирование на оказание юридических услуг для наших подшефных.
– Кто ваши подшефные, наставляемые? Их социальный портрет, особенности жизненного устройства?
– Сейчас это парни от 18 лет и старше, они студенты Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа, есть уже выпускники. Они либо воспитывались в приемной семье, либо в детском доме.
В начале большого пути
– А как сделать так, чтобы они пришли к вам, захотели помощи? В этом возрасте кажется, что ты самостоятелен, все можешь… К тому же подростки – они ершистые…
– Только личное желание, насильно никого не тянем. Мы тесно работаем с психологами, они тестируют, проводят интервью как с наставниками, так и с нашими подшефными. Составляют их психологический портрет, совместимость, и на основе этих данных образуется тандем «наставник – наставляемый». Ежемесячно психолог проекта проводит собеседования с участниками программы, чтобы понять, как идет общение, прослеживает динамику взаимоотношений. По условиям программы у нас предусмотрены регулярные поддерживающие встречи и общение наставников, совместные мероприятия. Мы договариваемся, что участие в программе рассчитано на 1 год, что через год обсудим результаты, если участники тандема согласны, то продлеваем участие. В сентябре мы проведем еще один обучающий курс наставников – места, кстати, есть. Приглашаем подняться на новый уровень и стать наставником.