Помоги компании деньгами… В Сургуте прошёл форум финансовой грамотности

Yеобходим переход от грамотности к финансовой культуре. © / tonodiaz / freepik

Ситуация с кражей у населения денег по телефону ухудшается с каждым годом. Киберпреступность становится национальной проблемой. С января жители одной только Югры отдали мошенникам более миллиарда рублей. Вопрос противодействия киберпреступности стал одним из важнейших на V региональном форуме «Финансовая грамотность для всех», который состоялся в Сургутском госуниверситете. Подробнее – в материале ugra.aif.ru.

   
   

Страдают все

Жертвами мошенников становятся люди разных профессий, встречаются даже банкиры. Но чаще всего страдают всё-таки пенсионеры. «Ущерб от имущественных преступлений в сфере IT по итогам десяти месяцев составил более миллиарда рублей, что почти в два раза превышает аналогичный период прошлого года – 560 млн рублей», – сообщил замначальника управления уголовного розыска УМВД по Югре Алексей Бородин.

Аферисты применяют современные IT-технологии. Совершают сделки на торговых площадках, подстерегают жертв на сайтах бесплатных объявлений. Звонят от имени сотрудников банка, правоохранительных и госорганов. «Сотрудники банка не будут звонить и просить вас назвать номер банковской карты или другие реквизиты. Если вам поступают такие звонки, просто прекратите разговор, перезвоните в свой банк и узнайте, были ли действия, связанные с вашей картой», – порекомендовала управляющая отделением Банка России по Тюменской области Елена Никитина.

Мошенники научились создавать в соцсетях и мессенджерах клоны страниц высших должностных лиц, руководителей коммерческих организаций и с фейковых аккаунтов общаются со своими «подчинённым». «Пишут от имени, например, гендиректора компании, где вы работаете, чтобы получить корпоративную информацию. О том, что вы сотрудник, они могут узнать по взломанным базам данных различных структур. Начиная с больниц, заканчивая контрагентами», – пояснил специалист по информационным системам Юрий Пакетин и посоветовал пользоваться корпоративной связью. Аналитики крупных банков предупреждают о новой схеме. «Босс» пишет, что в компании утечка данных, что вам позвонит человек из органов и нужно оказать ему содействие. «Человек из органов» говорит, что компанию нужно спасать, и просит на пару дней закрыть «дыры» в бюджете своими накоплениями. Деньги, конечно, обязуется вернуть…

Нужна финансовая культура

В форуме участвовали эксперты федеральных, региональных органов власти и финансовых учреждений из разных уголков страны. Эксперты обменивались опытом и работали над созданием стратегии развития финграмотности для различных групп населения.

В 2010 году стартовала системная программа по вовлечению граждан в решение финансовых вопросов. В Югре работает Региональный ресурсный центр повышения уровня финансовой грамотности. Во всех образовательных организациях элементы финграмотности включены в программы обучения. Ежегодно более 300 тысяч обучающихся округа принимают участие в онлайн-уроках и марафонах по финансовой грамотности регионального и федерального уровня. Реализуются проекты «Среда пенсионной грамотности», «Родительская школа «ФинСовет» и другие.

Специалисты считают, что необходим переход от грамотности к финансовой культуре – от знаний и навыков к ценностным установкам и практическому поведению.

   
   

«Югра является одним из передовых субъектов России в этом направлении. Ежегодно в перечень лучших практик включаются различные инициативы из вашего региона, – говорит руководитель Центра финансовой грамотности Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ. – Мы должны не просто знать, что хорошо бы учитывать личный бюджет, а действительно заниматься этим. Не думать, что здорово бы иметь финансовый резерв, а формировать его. Не просто читать пресс-релизы от правоохранительных органов и рассуждать, откуда у людей такие деньги, которые в очередной раз похитили, а делать выводы, как должны себя вести мы и наши близкие, чтобы избежать подобного. Раньше основной акцент был на молодёжи. Наша новая стратегия будет ориентироваться на экономически активное население. Но будем продолжать работу и с остальными гражданами, в том числе с пенсионерами».