С пенсией на Большую землю. Сохранят ли северный районный коэффициент?

За три месяца из Югры уехали более 2000 пенсионеров © / pixabay.com / pixabay.com

Фраза «Север не пускает» с возрастом обретает дополнительный смысл. Заработав повышенную пенсию в сложных климатических условиях, человек, переезжая на Большую землю, лишается части выплат и льгот. Например, оплаты проезда к месту отдыха и обратно раз в два года…

   
   

Чтобы сохранить заработанное, некоторые югорчане идут на хитрость.

Мечта с горчинкой

Супруги Сысоевы (фамилия изменена. – Прим. ред.) всю жизнь проработали в Югре. Геннадий  – бурильщиком, Ирина – медсестрой. Вырастили троих сыновей, помогают воспитывать восьмерых внуков. Отработав положенный стаж, Геннадий и Ирина вышли на пенсию, но какое-то время продолжали трудиться. «Мы мечтали переехать на пенсии в Краснодарский край. Купили там участок, построили большой дом, чтобы всем хватало места. Но оказалось, что при переезде мы теряем наш районный коэффициент. Для пенсионерского бюджета ощутимо», – сокрушается Геннадий Петрович.

«Сложность в том, что в регионе, куда пенсионер переезжает, есть свои районные коэффициенты, и применяются только они, что может быть невыгодно – 1,3 вместо 1,5 или меньше», – объясняет управляющая отделением Пенсионного фонда России по Югре Татьяна Зайцева.

Сысоевы уехали на юг, но прописанными остались в квартире у сына в Ханты-Мансийске. Это типичная история. «Многие люди, отдавшие годы развитию Севера, не могут рассчитывать на сохранение коэффициента в других регионах. Они уезжают туда жить, но остаются зарегистрированными здесь. На мой взгляд, это ущемление прав граждан», – уверена уполномоченный по правам человека в Югре Наталья Стребкова.

Любопытно, что существует и зеркальная ситуация. «В законе прописано: «лица из числа неработающих пенсионеров, постоянно проживающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Эта фраза даёт нам приток лиц, которые никогда не работали в регионе. Но, уходя на пенсию, они приезжают на Север и получают здесь районный коэффициент. Замечательно, что наше законодательство помогает пенсионерам, но те, кто 20 и более лет отработал здесь, считают норму несправедливой...» – отмечает Наталья Стребкова. По данным отделения ПФР по Югре, пенсионеров, которые на старости лет переезжают жить к детям на Север, насчитывается чуть более полутора тысяч ежегодно.

   
   

Нельзя давать награду в одном регионе и аннулировать в другом

Коэффициент «поедет» за пенсионером

Инициативу о сохранении северного районного коэффициента к пенсиям поднимали на расширенном заседании экспертного совета при уполномоченном по правам человека в Югре. В дискуссии приняли участие окружные депутаты, представители общественности, пенсионного фонда и профсоюзов. «Оплата по этому коэффициенту осуществляется из федерального бюджета – Пенсионного фонда. Дополнительного финансирования для этого не потребуется. Коэффициент просто «поедет» за пенсионером. Необходимо урегулировать принципиальный подход», – объяснила Наталья Стребкова.

Большая часть экспертов идею поддержали. Специалисты попросили югорских парламентариев разработать соответствующий законопроект и выйти с ним в Госдуму России, чтобы закрепить вопрос сохранения начислений на федеральном законодательном  уровне. «Таким образом, мы обеспечиваем свободу на перемещение с сохранением тех условий, которые человек уже заработал, – отмечает член Общественной палаты Югры Сергей Дмитриев.

Число пенсионеров, переезжающих из Югры на постоянное место жительства в другие регионы, с каждым годом растёт. В 2019 году уехали 5000 человек. В 2020-м – 7000, за три месяца этого года – более 2000. Лишать их доплат при переезде – всё равно что давать награду в одном регионе и аннулировать в другом.

кстати
В Югре размер фиксированной пенсионной выплаты с учётом районного коэффициента (1,5) составляет 9 066 руб., а средний размер пенсии – 22 077,90 руб.