Ягодная королева. Как в Югре растят лесные «молодильные яблоки»

Морошка, княженика, клюква, брусника, голубика - все это можно культивировать на болотах Югры © / Оксана Шуман / АиФ

Вот уже несколько лет Наталья-Тэлинэ Чайникова-Вахрушева выращивает лесные ягоды, да непросто растит, а создала плантации, в планах – расширение производства. Еженедельник «АиФ-Югра» побывал там, где в промышленных масштабах выращивают клюкву, княженику, голубику и морошку.

   
   

Урожай не ждет

Недалеко от города Ханты-Мансийска по федеральной трассе 404 чуть в стороне на болоте в лесной чаще есть участки, именно там Наталья-Тэлинэ Чайникова-Вахрушева вместе с мужем реализуют свой грандиозный проект «Создание плантаций под выращивание лесной и болотной ягоды для механического сбора». Когда мы приехали, большинство ягод уже было собрано, время пришло, урожай не ждет.

«Мы решили заниматься таежным ягодоводством, потому что на наших кислых болотных почвах кроме лесных и болотных ягод никакая другая сельхоз-культура шикарно не растет. Учитывая, что имеется российский опыт центрально-европейской лесной опытной станции, мировой опыт скандинавских стран по плантационному возделыванию лесных и болотных ягод, решили эту практику применить на югорской земле. Тем более, что наши сельхоз-земли большей частью болотистые», - рассказывает Наталья-Тэлинэ Чайникова-Вахрушева.

Наталья-Тэлинэ Чайникова-Вахрушева Фото: АиФ/ Оксана Шуман

Семейное дело

Наталья-Тэлинэ из старинного рода коренных жителей Югры, ее семья занимается селекцией лесных и болотных ягод уже очень давно.

«Еще мой дед и бабушка это делали, у народа ханты принято облагораживать клюквенные болота, вот и мы с мужем тоже об этом подумали», – говорит она.

Причем они вместе с супругом считают, что идея не его, а второй половины, а в итоге работают вместе ладно и согласованно. Идея создания ягодных плантаций возле столицы региона появилась у Натальи. Но реализовать тогда не получилось, а сейчас – да.    
   

«Хотя, конечно, никто не верил, что здесь можно и нужно выращивать клюкву искусственным путем», – говорит хозяйка плантации.

Но когда мы попробовали сортовую клюкву и обычную, то разница была видна не только на глаз, но и на вкус. Сочная, крупная, мясистая, чуть сладковатая с приятной кислинкой, но главное, ароматная.

До сих пор у этого бизнеса есть много противников. Считается, что в округе достаточно своей, родной болотной клюквы, которую еще собирать и собирать. Правда, после последних локальных и тотальных неурожаев мнение специалистов все же немного изменилось.   

Ягоды – наше все

«Весной 2018 года впервые высадили здесь 50 тысяч саженцев клюквы, пять различных российских сортов, выведенные специально для этого. Они укоренились, дали хороший подрост, кроны их переплелись, и образовался здоровый, ровный ковер. И в этом году плантация порадовала нас хорошими спелыми ягодками. По своим органолептическим свойствам они великолепны, достаточно крупные, отличные вкусовые качества», – говорит заместитель директора Технопарка высоких технологий Юрий  Семенов.

Территория плантации – бывший сгоревший лес. Чтобы включить его в сельскохозяйственный оборот, фермер использовала спецтехнику, которая измельчила в щепу стоящий хвойный лес. Границы участка огорожены мощными соснами, березами и осинами – выглядит лучше всякого забора. Плюс по периметру всего участка прорыты водные каналы – они как барометр погоды. Если лето дождливое, то уровень воды надо понижать, если засушливое, то повышать.

Работники передвигаются по дорожкам, выложенным бревнами и досками, так увязнуть в жиже вероятности меньше.

«Ягоды - наше все. Не нефтью единой жив регион. Морошка, княженика, клюква, брусника, голубика - все это мы можем культивировать на болотах Югры благодаря Костромской центральной европейской лесной опытной станции», – рассказала Наталья-Тэлинэ.

Научное сопровождение предприниматель получает от ученых Центрально-европейской лесной опытной станции в Костроме, которые используют наработки скандинавских ягодоводов: финнов, шведов, норвежцев.

В чем ценность проекта?

На сегодняшний момент сельскохозяйственные земли – это болота малопригодные и практически не используемые.

«Если мы используем их под выращивание ягод, то мы занимаем землю, создаем рабочие места, выращиваем отличную ягоду и помогаем товаропроизводителям, которые ее перерабатывают», - делится подробностями заместитель директора Технопарка высоких технологий Юрий Семенов.

Территория плантации – бывший сгоревший лес Фото: АиФ/ Оксана Шуман

По словам специалистов, дикие ягоды, которые растут просто на болоте, не каждый год дают урожай, поэтому производители находятся в затрудненном состоянии, когда в один год много ягод, в другой раз их нет. Понятно, что выход есть – заморозка. Но людей дела интересует ежегодно определенное количество ягод.

«И в этом случае плантационное выращивание под механический сбор очень хорошо вписывается в нашу теорию. Причем ягоды растут под открытым небом, нет никаких минеральных удобрений, особого ухода не требуется кроме регулирования уровня воды, и несмотря на то, что здесь лето очень короткое, плоды все равно вырастают», – поясняет Юрий Семенов.

«Не нефтью единой жив регион. Морошка, княженика, клюква, брусника, голубика - все это мы можем культивировать на болотах Югры»

Кстати клюква сорта «Северянка» дает урожай – 900 грамм с квадратного метра, а гибрид – до 2 кг. У Натальи-Тэлинэ Чайниковой 60 га земли, и все эти гектары она планирует засеять ягодами.

Эта тема стала интересовать предпринимателей Тюменской области, все чаще на плантации Чайниковых приезжают экскурсии, чтобы перенимать опыт. Как рассказывает Наталья-Тэлинэ, вместе с Технопарком они подготовили презентацию по плантационному выращиванию лесных и болотных ягод, в планах – выезжать в родовые угодья коренных малочисленных народов Севера, рассказывать об этой технологии и бизнесе.

Поддержка сельского хозяйства

Власти Ханты-Мансийского автономного округа выделили на поддержку фермеров и сельскохозяйственных кооперативов в 2020 году 1,8 миллиарда рублей в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Кроме того, в регионе действует программа «Сделано в Югре» для поддержки аграриев. Она сертифицирует местные товары, соответствующие высоким стандартам качества и экологичности. Также сельхозпроизводители Югры могут обратиться за помощью в Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной деятельности и поддержки фермеров, где получат консультацию специалистов в сфере малого и среднего бизнеса.

В округе более сотни предприятий выпускают промаркированные северные деликатесы: мясо и колбасу, рыбные консервы, сладости и варенье. Для продукции именно местных товаропроизводителей в регионе создали потребительский кооператив «Ермак-Агро». Организация открыла фермерские магазины в трех городах: Ханты-Мансийске, Нижневартовске и Сургуте.