За что сибиряк получил американскую медаль. О бесстрашном воине из Югры

Экипаж героя СССР Н.В.Архангельского © / Музей природы и человека Югры

В преддверии Дня защитника Отечества «АиФ-Югра» вспоминает героев Великой Отечественной войны. Бюст югорчанина героя СССР Николая Архангельского не сразу попал в аллею героев окружной столицы. Его имя всплыло случайно. Провели поисковую работу и выяснили, что в регионе проживал еще один герой советского союза. И фактов о его довоенной биографии очень мало.

   
   

Память поколений жива

О важности преемственности поколений в Югре помнят всегда. И делают так, чтобы слова не расходились с делом. Несколько лет назад Октябрьской школе было присвоено имя Героя Советского Союза Николая Архангельского. Школьники несколько лет собирали средства, работая в трудовых отрядах и проводя благотворительные мероприятия. А в сентябре 2016 года рядом со школой был установлен памятник герою.

Герой Советского Союза Николай Васильевич Архангельский Фото: Музей природы и человека Югры

«Я поддерживаю тот курс, который молодые люди приняли для себя, на глубокое изучение истории, культуры своей страны, родины. Формирование моральных ценностей на ориентирах, которые создали выдающиеся наши соотечественники», – сказала губернатор Югры Наталья Комарова.

В Югре уже пять лет действует проект «Имя героя – школе». За это время имена героев Советского Союза были присвоены 12 школам и четырем кадетским классам, а имена ветеранов Великой Отечественной войны – пяти образовательным организациям и школьному музею.

Собирал трактора, но мечтал быть летчиком

Николай Архангельский родился в учительской семье в апреле 1921 года. Когда Николаю было четыре года, его мать Нина Петровна умерла от туберкулеза. В воспитании Николая и его младшей сестры Ларисы стала помогать сестра отца Мария Алексеевна Мехоношина. Учителей в то время не хватало, и папу Василия Алексеевича переводили из одного населенного пункта в другой организовывать и руководить школами в национальных поселках. Он преподавал математику, был директором и завучем в Кондинской, Полноватской, Казымской школах. Дети, понятно, ездили за отцом.

В 1933 году семья переехала на Крайний Север в поселок Мужи Ямало-Ненецкого автономного округа (тогда эта территория входила в ОстякоВогульский округ). Николай стал заниматься в авиамодельном кружке Мужевской школы, увлекся конструированием. Среди всех был самым способным, точным и аккуратным. Он не позволял себе лениться. К выполнению заданий подходил ответственно, старался оправдать оказанное доверие. Он стремился быть всесторонне образованным, много читал, на уроках всегда задавал вопросы учителям, вступал с ними в споры, если был с чем-то не согласен. В Мужах Николай закончил семилетку и поехал получать среднее образование в Шадринске, одновременно работал на заводе слесарем. Собирал трактора, но мечтал стать летчиком, тем более физическая подготовка и острый ум позволяли.

   
   

Не сдался и выполнил задание

В августе 1940 года Николая Архангельского призвали в Красную армию, он стал курсантом 1-й Чкаловской военно-авиационной школы пилотов. Из-за войны учащиеся были вынуждены пройти ускоренный выпуск. И нашего героя в числе первых по успеваемости по летному делу в июне 1942 года отправили на фронт в бомбардировочный авиационный полк, действующий на Юго-Западном направлении под Сталинградом.

10 июля 1942 года младшему лейтенанту Архангельскому было поручено разведать опорный пункт фашистов в районе Россоши. Самолет поднялся в воздух и взял курс на город. Линия фронта была пройдена благополучно, но подойти к месту назначения оказалось непросто – цель прикрывалась зенитным огнем. Один из снарядов задел самолет Архангельского, отчего загорелся мотор, но летчик не сдался и выполнил задание. Израненный бомбардировщик вернулся на родной аэродром. После этой операции он был награжден орденом Красной Звезды. Это была его первая боевая награда.

За время Великой Отечественной войны Николай Васильевич Архангельский совершил не одну сотню боевых вылетов, все они были успешны. Только за первый год боев на Юго-Западном фронте он совершил 104 вылета, 54 из них – на разведку аэродромов и подходящих резервов противника. В 1944 году ему было присвоено звание старшего лейтенанта.

Настоящий ас

Участвуя в боях на Центральном и Белорусском фронтах, лейтенант Архангельский произвел еще 106 боевых вылетов. Также он освоил и «заокеанскую» технику – летал на боевые задания на американском самолете «Бостон-3». Летчик хорошо изучил иностранную машину, ее высотные возможности и скорость. Особенно эффективен самолет был для разведки и бомбометания с больших высот. Летом 1943 года Николай Архангельский с группой советских летчиков вылетал в США для перегона партии самолетов. И там за боевые успехи на советском фронте, достигнутые на американском самолете, был представлен президентом к медали. Летом того же 1943 года маршал авиации А.А. Новиков от имени президента США вручил ему американскую медаль «За выдающиеся заслуги».

«Он летает при любых метеорологических условиях»

В июле 1944 года в составе группы самолетов снайперским бомбовым ударом Архангельский уничтожил две переправы противника через реку Западный Буг, тем самым отрезав пути отступления на запад крупной группировки фашистских войск. В октябре 1944 года Николай был удостоен звания Героя Советского Союза, ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В одном из номеров газета 16-й Воздушной армии писала: «Летчик Николай Васильевич Архангельский в июле отметил годовщину своего пребывания на фронте. Во всем блеске проявились за это время способности молодого пилота как воздушного разведчика в период зимних наступательных боёв Красной Армии. Каким бы сложным ни было задание, Архангельский с честью его выполнял. Он летает при любых метеорологических условиях. Это настоящий ас».

О превратностях судьбы

В судьбе нашего героя случился еще один любопытный момент. Весной 1944 года Николай Васильевич был направлен в Сибирь за новым самолетом. Возвращаясь на фронт в конце апреля, он пролетал над родным городом Шадринском, где прошла его юность, где проживали его родные и близкие люди. Не имея возможности побывать в доме своей тети, которая практически заменила ему мать, он развернул самолет и еще раз прошел над Шадринском на бреющем полете. Пролетая над домом Марии Алексеевны, Архангельский сбросил с самолета вымпел с весточкой для тети. Но судьба решила сделать Николаю Васильевичу подарок – из-за плохой погоды дальнейший перелет Архангельского задержали, и 1 мая он смог навестить свой родной город, друзей и родных.

К концу июня 1944 года командир эскадрильи 57-го бомбардировочного авиационного полка лейтенант Николай Архангельский произвел 210 боевых вылетов на разведку, фотографирование и бомбардировку живой силы и техники противника. Лично сбил самолет врага. Представление на присвоение звания Героя Советского Союза подписали командующий 16-й воздушной армией Герой Советского Союза генераллейтенант Руденко и командующий 1-м Белорусским фронтом генерал-полковник К.К. Рокоссовский.

Летчик-герой погиб 14 января 1945 года в первый день решающего наступления советских войск на Берлин. При выполнении боевого задания самолет заместителя командира эскадрильи 57-го бомбардировочного авиационного Калинковичского полка ордена Богдана Хмельницкого старшего лейтенанта Архангельского был поврежден, в условиях плохой погоды он обледенел и стал терять управление. Экипажем было принято решение направить его в скопление вражеских войск. При падении на землю бомбардировщик подорвался на минах, все члены экипажа погибли. В его составе были: Николай Архангельский, штурман лейтенант И.К. Пономарев, стрелок-радист старший сержант Г.П. Якименко, воздушный стрелок сержант И.И. Аксенович. Однополчане похоронили останки отважного экипажа в братской могиле в парке польского города Радзынь-Подляский.