Звуки вершат чудеса... Композитор рассказала о пользе музыкальной терапии

Музыкальная терапия не помешает ни взрослым, ни детям. © / gpointstudio / freepik

«Музыка говорит о том таинственном и возвышенном, о чём мечтает душа, что она предчувствует. В мелодии как бы раскрываются высшие идеи и чувства, которые бессилен выразить человеческий язык», – писала Жорж Санд. Какую роль играет музыка в нашей жизни и можно ли применять её как лечебный метод? Эти вопросы мы обсудили с композитором, музыкальным терапевтом, психосоматологом, психологом Юлианой Мусиной.

   
   

Борьба со стрессом

Алена Таскаева, «АиФ-Югра»: Юлиана, как музыка влияет на нашу психику?

Юлиана Мусина: Умение воспринимать и воспроизводить музыку – это врождённое свойство человека. Стук маминого сердца, шум в животе – это тоже своего рода музыка. Музыка напрямую влияет на наш сердечный ритм, дыхание, на готовность организма к движению, на эмоции, уровень гормонов, которые в свою очередь влияют на наше физическое состояние и иммунную систему, и даже на активацию разных генов.

– Для этого и нужна музыкальная терапия?

– Музыкальная терапия входит в список вспомогательных профессий здравоохранения. Это терапевтическая специальность стоит на пересечении музыки, психологии, медицины, педагогики, геронтологии и социологии.

Во многих государствах музыкальная терапия широко практикуется как метод психотерапии.

Когда мы слушаем, поём, играем, то задействуем те же самые нейронные пути, которые отвечают за такие важные функции, как движение, память, внимание, речь, эмоции, восприятие и мышление. Музыкальные терапевты используют это для того, чтобы поддерживать своих клиентов и пациентов, оптимизируя и стимулируя их физическое, психологическое и социальное здоровье. Думаю, многие замечали, что любимая музыка помогает бороться со стрессом. Уровень кортизола снижается, пульс замедляется, а люди начинают чувствовать себя спокойнее.

   
   

– Когда и кому нужна такая терапия?

– Не помешала бы всем. Её применяют как в реабилитации людей с психологическими и физическими особенностями в развитии, так и нормотипичных людей. Например, часто беременным женщинам советуют петь песенки или каждый день слушать классическую музыку.

Она положительно влияет на ребенка еще в период внутриутробного развития. Происходит стимуляция физиологического и эмоционального развития плода. Такие дети имеют значительно лучшие физические и интеллектуальные показатели. Это может улучшить слуховое восприятие новорождённого. На собственном примере скажу, что во время двух беременностей я непрерывно вела концертную деятельность, выступая с концертами. Оба моих ребёнка очень музыкальные, интеллектуально развиты, способны креативно мыслить и проявлять прекрасную нейропластичность. В своей практике я работаю с детьми. Самый маленький мой подопечный – годовалый ребёнок. Музыка помогает управлять малышами в хорошем смысле слова, то есть коррекционно, работать с их эмоциональным состоянием. Она способна эффективно помочь детям с нарушениями речи, помогает в равной степени как гармонизировать и стабилизировать состояние гиперактивного ребёнка, так и активизировать пассивного. Помогает включиться в работу, запустить речь и улучшить мелкую и крупную моторику. Музыкотерапия – это не только прослушивание музыки. Это порой полная включенность в импровизацию, создания музыки на самых разных инструментах, пение, постукивание, движения телом и многое другое.

Персональный подход

– Как проходит практическое занятие?

– Обычно в игровом формате. Никогда не заставляю ребёнка делать упражнение, если он этого не хочет. Мне нужно помочь ему раскрыться, поэтому к каждому подопечному индивидуальный подход, особенно, если он особенный. Важна сонастройка. Сначала собираю информацию, потом выстраиваем контакт и работаем.

Многое зависит от психотипа ребёнка. Его психологического и неврологического развития. Есть дети с повышенной нервной возбудимостью, им нужна музыка, которая будет балансировать их эмоциональное состояние, гармонизировать его. Есть пассивные ребятишки, для них подходит активная музыка. Есть и такие, которым нужна и та и другая. В нашем детском центре в конце рабочего дня мы обязательно ставим детям успокаивающую музыку, чтобы избежать перевозбуждения нервной системы. Если я вижу, что ребёнок чем-то расстроен, мы можем пойти в класс музыкотерапии, попробовать поимпровизировать, наигрывая мелодию по настроению. Прожить эмоции печали... Это важно научиться распознавать свои чувства и не прятаться от них...

– А что с современной музыкой? Часто родители запрещают своим детям слушать определённые песни...

– Мои дети слушают, что хотят. Не нужно с этим бороться, так как любая борьба вызывает сопротивление. Лучше начать с себя – слушать интеллектуальную музыку. Создавать в своем доме то пространство, которое повлекло бы интерес ребёнка и сплоченность.

Это касается не только музыки, а в целом взаимоотношений с детьми.

– Какие истории были в Вашей практике, каким детям удалось помочь?

– С одним ребёнком с диагнозом ДЦП мы добились хороших успехов – девочка стала говорить фразами. Мама привела её на занятия, когда после несчастного случая она перестала разговаривать. Я советую родителям, у которых ребёнок не разговаривает, общаться с ним, пропевая фразы-обращения. Это будет эффективнее.

С детьми-аутистами мы начинаем, можно сказать, с игры одной ноты. С одной девочкой месяц проходили адаптацию. Ребёнок приходил на занятия и ходил кругами по комнате, запрещая мне издавать звуки. Ей было сложно сфокусироваться на чём-то, она не отзывалась на своё имя, не смотрела в глаза при разговоре. Через какое-то время она начала проявлять интерес к инструменту, нажимала пальчиком на клавиши, но при этом мне играть запрещала. Только через месяц мы начали играть небольшие песенки, импровизировали. В итоге достигли того, что, когда я произносила её имя, она откликалась, хлопала меня по руке и смотрела в глаза.

В моей практике был и девятилетний онкобольной ребёнок. Людям с такими заболеваниями музыкотерапия помогает снизить уровень боли и тревоги. Им часто ставят произведения Моцарта. А Ре-мажорная соната этого композитора способна облегчить симптомы эпилепсии.

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение.

Досье

Юлиана Мусина родилась в г. Тимашевске Краснодарского края. Окончила музыкальный колледж им. Римского-Корсакова (фортепиано), РАМ им. Гнесиных, Институт профессиональной переподготовки специалистов («психология»). Получила сертификат музыкотерапевта в г. Москве и Оксфордском университете. Гастролировала по Европе. Сейчас руководит детским центром с музыкальным уклоном «Киндер клуб».