Правила дня инвесторов напишут по-новому

Новый законопроект обсудили во время парламентских слушаний © / Дума Югры

Депутаты Думы Югры единогласно поддержали законопроект о защите и поощрениях капиталовложений, разработанный Министерством финансов РФ по поручению главы государства. Власти страны намерены провести масштабное обновление законодательства о частных инвестициях: они нужны государству для выполнения задач, поставленных национальными проектами.

   
   

Необходимо отвечать современным вызовам

В конце прошлой недели в парламенте округа состоялись внеочередные парламентские слушания под председательством руководителя комитета по экономической политике, региональному развитию и природопользованию Сергея Великого, в ходе которых и обсуждался данный законопроект.

«Причиной для принятия нового федерального закона о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности стала необходимость качественного обновления действующего законодательства, не отвечающего современным вызовам. Темп роста российской экономики в последние годы замедлился, связано это, в том числе, со снижением капиталовложений во внутренний валовый продукт страны. Прирост инвестиций в РФ минимум в полтора раза ниже, чем показатели экономик, находящихся в активной стадии своего развития», — сказал Сергей Великий.

Парламентарий также считает, что государству жизненно необходимо сократить разрыв при помощи инвестиций от крупного бизнеса, однако, для этого компаниям нужны как хорошие условия, так и понятные всем участникам «правила игры», гарантирующие неизменность данных условий.

Закон решает несколько задач. Во-первых, закладывает новые основы инвестиционной деятельности с точки зрения законодательства.

Вторую задачу, пожалуй, можно назвать основной. Речь идет о необходимости привлечения частных инвестиций в реализацию национальных проектов России. 13 трлн. рублей, которые будут выделены на их исполнение до 2024 года, не хватит.

   
   

Закрывать прореху в Министерстве финансов собираются с помощью российского бизнеса, вложения которого, по словам Сергея Великого, как минимум вдвое должны превысить затраты государства.

«Для достижения национальных целей развития объём капиталовложений российских бизнесменов должен превысить объём государственного финансирования в 2-3 раза и составить от 26 трлн. до 39 трлн. рублей», — резюмировал глава экономического комитета парламента Югры.

По сути, федеральные власти намерены создать в России наиболее приятные вложения частными инвесторами средств условия. Отсюда третья задача, которую выполняет закон: он вводит два различных инвестиционных режима. Первый — общий — распространяется на любых инвесторов и вводит трехлетнюю отсрочку вступления в силу нормативных актов, каким-либо образом ухудшающих условия для предпринимателей и тем самым провоцирующих издержки. Как подчеркивается в тексте документа, в первую очередь, под отсрочку будут попадать изменения по основным налогам для бизнеса: налогу на прибыль, налогу на землю и имущественному налогу.

Однако, главную роль, судя по всему, будет играть именно второй режим, для реализации которого вводится принципиально новый для России институт соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Подобные договоры между частным бизнесом и властью, заключать которые стороны смогут вплоть до 1 января 2030 года, очерчивают гарантии как со стороны властей, так и со стороны компаний.

В частности, государство в рамках всего срока соглашения (они могут заключаться на 6, 14 или 20 лет) гарантирует инвестору неизменность условий по ряду налогов, срокам уплаты и возмещению НДС, а также любым новым налогам. Кроме того, власти обязуются в течение трех лет не допускать ухудшения условий для бизнеса в связи с изменениями всевозможных норм и регламентов — к примеру, землепользования и застройки территорий.

Впрочем, для того, чтобы воспользоваться данным режимом, условия которого выглядят достаточно приятно для любой компании, бизнесу придется вложиться по-крупному. Так, минимальные инвестиции в проекты по здравоохранению, культуре, образованию, физкультуре и спорту должны составлять не менее 250 млн рублей. Планка в 1,5 млрд. рублей установлена для проектов в сферах промышленности, сельского хозяйства и цифровой экономики, в 5 млрд. рублей — для проектов в «иных» отраслях экономики.

Диалог на равных

Председатель Думы Югры Борис Хохряков пояснил в ходе слушаний, что новая модель позволит бизнесу и государству взаимодействовать на равных, сформировав стабильные и прогнозируемые условия для всех участников.

«Не секрет, что на сегодняшний день фактор, тормозящий развитие инвестирования, и главное опасение инвесторов — это именно высокая вероятность принятия таких регуляторных решений, из-за которых ранее прибыльный инвестпроект будет убыточным. Эту вероятность СЗПК в виде контракта власти и владельца — организатора проекта, — призван убрать, то есть соглашения в фиксировании именно тех налоговых, тарифных и прочих условий, которые на момент подписания соглашения действуют в отношении проекта», — пояснил спикер окружного парламента.

Кроме того, как рассказал Борис Хохряков, новая версия законопроекта (первую Минфин РФ представил еще полгода назад) расширяет и конкретизирует меры государственной поддержки бизнеса. В частности, принципиальными новшествами станут авансирование будущих затрат на создание инфраструктуры, капитальные гранты, возмещение издержек на уплату процентов по кредитам, возможности использования государственного имущества, проектное финансирование от Внешэкономбанка РФ и ряд иных преимуществ.

Идея поддержана

В ходе слушаний свою точку зрения на проект закона представили как присутствующие депутаты, так и департаменты финансов и экономического развития и Фонд развития Югры — куратор большинства крупнейших инвестиционных проектов на территории округа. В целом, все они поддержали идею закона, обозначив, тем не менее, ряд проблемных моментов.

К примеру, глава департамента финансов — замгубернатора округа Вера Дюдина в своем обращении в адрес Минфина отметила, что закон, во-первых, чересчур сильно регламентирует полномочия органов власти субъектов; во-вторых, ограничивает регионы в возможностях изменения условий налогообложения. Глава Фонда развития Югры Роман Генкель также обратил внимание на ряд «узких мест», особо выделив условия для заключения бизнесом СЗПК.

«1,5 млрд. рублей для сельского хозяйства и цифровой экономики — это очень существенный объем инвестиций. По возможности эти рамки хотелось бы понизить. Если есть возможность установить порог ниже хотя бы в рамках соглашений, заключаемых правительством округа, то это было бы неплохо», — сказал Роман Генкель.

Еще одну проблему обозначил руководитель фракции ЛДПР в парламенте Виктор Сысун.

«Если предприниматель заходит в инвестпроект, ему гарантируется, что налоги не будут повышаться. А если будет принято решение об их снижении? Допустим, проект принимается на 20-летний период. На моей памяти за такое время НДС с 20% уходил до 18% и снова возвращался на 20%. Если опять упадёт — это вроде улучшает ситуацию предпринимателя, но мы хотим внести правило неизменности параметров. Может эта неизменность должна быть только с точки зрения ухудшения позиции предпринимателя», — задал вопрос парламентарий.

Роман Генкель мнение депутата поддержал.

«Я бы на месте публичной стороны сделал двойную оговорку, что в случае роста налога по решению федерального центра выплачивается компенсация, а при уменьшении — стороны пересматривают условия. Это было бы справедливо», — констатировал глава Фонда развития Югры.

Впрочем, указанные недоработки общего мнения депутатов Думы Югры о законопроекте не испортили. По итогам слушаний законопроект был поддержан депутатами единогласно. Протокол заседания вместе с прозвучавшими рекомендациями направлен в Государственную Думу РФ, где 10 декабря закон будет обсуждаться в первом чтении.