Таёжное мыло. Какую косметику производят из лекарственных растений?

Альтернатива товарам из массмаркета © / Технопарк Югры

Масло баобаба, морской укроп, слизь улитки – каких только чудодейственных компонентов не используют производители косметики, привлекая внимание людей, желающих выглядеть и чувствовать себя хорошо. Однако ценнейшее сырьё есть и в лесах Югры. Здесь произрастает более двухсот видов лекарственных растений.

   
   

Этот богатейший ресурс используют в своей инновационной деятельности бизнесмены из посёлка Излучинск Нижневартовского района.

Пирожное для ванны

Бывает, что семейное дело вырастает из способа решения собственных проблем. Из-за аллергии на бытовую химию супругам Светлане Колисниченко и Алексею Козаку пришлось искать альтернативу товарам из массмаркета. Сперва разыскивали гипоаллергенную продукцию от российских производителей. Затем сами научились делать мыло и гигиенические средства из натуральных компонентов. Не имея специального образования, – читали, учились. Стали отлично разбираться в теме и разрабатывать собственные рецепты. Обеспечивали продукцией себя, родственников и друзей.

Домашнее мыловарение – занятие увлекательное, но далеко не каждый мыловар выходит за пределы своей кухни. А эта семья решила превратить хобби в бизнес. Дело было в конце двухтысячных: спрос на натуральную косметику был огромен, а рыночная ниша югорскими предпринимателями не занята. Супруги зарегистрировали ИП Козак Алексей Анатольевич и в 2010 году впервые представил покупателям линию натурального мыла в торговых точках и в интернете. А в 2015 на свет появилось ООО «Берегиня».

Фишкой предприятия стало соединение мыловаренного искусства с кондитерским. Их товары выглядят как изысканные пирожные, шоколад, шарики дизайнерского мороженого. Предприниматели стали развиваться, закупать оборудование, а крупная новосибирская компания стала их федеральным дистрибьютором.

С самого начала бизнесменов поддерживала администрация Нижневартовского района. Им выдали грант на развитие, предоставили в аренду помещение, субсидии на покупку оборудования и сертификацию продукции.

   
   

«Простите, вы под санкциями»

Возглавляет семейное предприятие Светлана Колисниченко. Её супруг Алексей, к сожалению, ушёл из жизни. Повзрослевшая дочь Софья активно участвует в развитии семейного дела. Девушка заканчивает Нижневартовский госуниверситет по специальности «маркетолог» и собирается получать диплом технолога. Перенимает опыт у авторитетных российских специалистов косметической отрасли.

В ассортименте предприятия 170 наименований: средства для ванны, мыло, масла, свечи для массажа, аромадиффузоры для автомобиля, саше, косметика для лица, экстракты. Продукцию можно приобрести в сотнях магазинов России. Югорскую косметику покупали в США, Германии, Испании, Швеции и других странах через онлайн-маркетплейсы (за эти успехи «Берегиня» даже удостоилась звания «Прорыв года» в региональном этапе всероссийского конкурса «Экспортёр года –2021»). Но не так давно в компанию пришли письма от иностранных площадок, где с сожалением сообщалось о прекращении сотрудничества с российскими производителями из-за введения международных санкций…
Светлана Колисниченко Фото: Технопарк Югры

Кукурузное масло не хуже

Зато с предложением о дистрибуции обратилась крупная белорусская торговая сеть. В этой стране ищут качественную замену уходящим с рынка западным маркам. По тем же причинам активизировался спрос на югорскую косметику и внутри страны.

«Большинство людей шокированы ростом цен на продукты. Но, думаю, уже к осени спрос восстановится, – говорит Светлана Колисниченко. – Сейчас запросов о сотрудничестве из России поступает больше, чем год назад. По подсчётам Минпромторга, до 80 процентов косметического сырья в России – импортное. Поставщики перестраиваются на закупку компонентов в Азии. Но мы не только ждём, когда сформируется новая схема поставок, а адаптируем продукцию к новым условиям, новому спросу. Хотим сделать подорожание минимальным, но без потери качества. В четыре раза поднялись цены на кокосовое масло, которое широко используют в косметическом производстве благодаря способности к большому пенообразованию. Мы обнаружили, что кукурузное масло (оно вдвое дешевле) справляется не хуже! Будем увеличивать долю отечественных и доступных компонентов в составе продукции. Тестирование изменённых рецептур займёт некоторое время, но через несколько месяцев сможем представить новую продукцию. Получается, сложившаяся ситуация «взбодрила» производителей в косметической сфере».

При поддержке Технопарка высоких технологий Югры компания в декабре зарегистрировала товарный знак «TAIGANICA» («тайга» + «органика»). Под ним выпускаются скрабы для тела, гели для душа, скоро в продажу поступит большая линейка средств по уходу за волосами: шампуней, кондиционеров. Названия – говорящие: «Хвойная мелодия», «Брусничный глинтвейн», «Студёное озеро», «Рассвет в лесу». В марте технопарк помог получить протоколы испытаний. Впереди – производство, упаковка, продвижение. «Южное растительное сырьё часто используется в производстве уходовой экопродукции. Например, краснополянская косметика на основе лаванды, апельсина. С северным же сырьём никто не работает за небольшими исключениями. А чтобы это было представлено в виде крафтового косметического бренда – такого ещё не было», – говорит Светлана Колисниченко.

«Лучше меньше, но качественнее»

Дикорастущее растительное сырьё, используемое в производстве, богато активными полезными компонентами, так как проходит естественный отбор, растёт без химических удобрений. Это кедровое масло, можжевельник, травы, ягоды, хвоя. Входит в состав некоторых средств и ягель. Излюбленная пища северных оленей содержит множество витаминов и микроэлементов. Есть в нём даже усниновая кислота – мощный антибиотик, способный уничтожать даже такие болезнетворные бактерии, перед которыми пасуют аптечные препараты.

Растительное сырьё собирают и в течение нескольких часов перерабатывают, чтобы биологически активные вещества сохранялись максимально. В компании сами готовят косметические масла и экстракты. Глубокая переработка дикоросов – тема перспективная. С ней «Берегиня» планирует стать резидентом центра «Сколково» и получить там серьёзную грантовую поддержку. Инвесторов компания пока приглашать не хочет. «Пусть дело развивается медленнее, чем могло бы, зато останется семейным, перейдёт в будущем дочери, которая им по-настоящему увлечена. Массмаркет – это не наше. В производстве натуральной косметики стоит придерживаться принципа «лучше меньше, но качественнее», – уверена Светлана Колисниченко.