Цифровизация государственных услуг стала для многих югорчан обычным делом. Доступность сервисов, сокращение затраченного на это времени – важные составляющие качества жизни людей. Темой очередного эфира губернатора стала «Доступность услуг и сервисов для граждан в период пандемии».
Дистанция сокращается
«Устранить бюрократические барьеры, с которыми сталкиваются семьи с детьми, люди пожилого возраста, жители отдаленных поселений при получении услуг, взаимодействии с властью в разных жизненных ситуациях, – одна из задач национальной социальной инициативы. Главное в этой работе то, что в центре всех решений – человек, вокруг которого и для которого выстраиваются государственные, муниципальные сервисы и услуги. Насколько такая настройка эффективно работает в каждой из сфер, какие необходимы коррективы – обсудим сегодня на примере ваших, уважаемые земляки, жизненных ситуаций», – с таких слов начала встречу губернатор Югры Наталья Комарова.
И региону есть чем гордиться. Уже не первый год Югра работает над развитием цифровизации государственных услуг. Получить различные документы по разным жизненным ситуациям без участия чиновника теперь можно не выходя из дома. Это отметили на более высоком уровне: оценил работу югорских чиновников федеральный эксперт, директор по региональной политике АНО «Цифровая экономика» Александр Зорин.
«Югра первая начала оказывать государственные услуги без участия чиновника. Такие услуги особенно востребованы в период ограничительных мер, так как не требуют сбора документов и очной явки в ведомство. Ваша цифровая практика получила высокую оценку при отборе идей для форума «Сильные идеи для нового времени» под эгидой Агентства стратегических инициатив (АСИ) и попала в топ-100. Решение будет рекомендовано для тиражирования в других регионах России на заседании рабочей группы «Цифровой регион». Таким опытом уже заинтересовались Санкт-Петербург и Волгоградская область», – отметил Александр Зорин.
500 тысяч за идею
Кстати, буквально через несколько дней в Югре впервые пройдет «Цифровая неделя». По словам директора департамента информационных технологий и цифрового развития автономного округа Павла Ципорина, она объединит международные, межрегиональные и региональные IT-события. Мероприятия будут проходить в онлайн-формате и транслироваться на сайте: digitalweek.admhmao.ru.
«Программа насыщенная. Для специалистов по защите информации будет транслироваться онлайн-конференция инфофорума «Будущее цифровой безопасности: вызовы, тренды, новые решения». Много мероприятий организовано специально для педагогов, детей и родителей. Пройдет финал соревнований по информационной безопасности Ugra CTF 2020 с участием 20 сильнейших команд школьников и студентов, прошедших отбор. Запланированы виртуальная выставка, интерактивные мастер-классы. Компания «Лаборатория Касперского» проведет для детей мастер-класс по кибербезопасности в компьютерных играх. Во всех школах Югры пройдут уроки цифры по теме «Нейросети и коммуникации», – рассказал Павел Ципорин.
Завершающим мероприятием станет пятый окружной хакатон, который будет посвящен разработке новых цифровых сервисов для югорчан. А заказчиками заданий для участников хакатона выступают жители нашего округа. Призовой фонд – 500 тысяч рублей.
Услуга без чиновника
Югорский проект «Услуга «Без чиновника» помогает автоматически, без участия госслужащих принимать заявления в электронном виде, направлять электронные межведомственные запросы, анализировать полученные сведения и назначать меры социальной поддержки. Ею уже не один год пользуются югорчане. Жительнице Урая Елене Жарковой как маме ребенка с инвалидностью необходимо было получить определенные услуги, но, как оказалось, в МФЦ необходимо очное присутствие, а оставить ребенка не с кем. Поэтому решено было подавать заявление через единый портал государственных услуг.
«Заполнила только форму, даже скан копии прикладывать не пришлось, реквизиты паспорта и свидетельства о рождении «подтянулись» из личного кабинета, поскольку я уже внесла их туда ранее. Ответ о принятии заявления получила практически моментально, а решение по услуге было принято уже через 4 дня. В принципе считаю, что очень удобно сделали, и процесс оставил положительные впечатления», – рассказала Елена Жаркова.
Но не всегда все проходит гладко. Например, работа портала «Госуслуги» тоже иногда вызывает недовольство, и с каждым случаем необходимо разбираться индивидуально. Юлия Конкина, так же как и Елена Жаркова, воспитывает ребенка-инвалида. Встала необходимость получить компенсацию за приобретенные средства реабилитации. Она заполнила заявление на госуслугах, приложила необходимые документы, но из Фонда социального страхования (ФСС) ей позвонили и просили лично туда явиться в течение пяти дней. Женщину это возмутило. Но, как оказалось позже, она не предоставила полный комплект документов и не указала желаемый способ получения выплаты. Сейчас ее вопрос решился.
Филиал удаленного доступа
В период пандемии началось активное развитие и внедрение новых дистанционных технологий в сфере социального обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья и граждан старше 65 лет, находящихся на обязательной самоизоляции.
В Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов с апреля этого года придумали проект «Филиал удаленного доступа». Это система непрерывной комплексной многопрофильной реабилитации людей, имеющих хронические заболевания, травмы или постоянное ограничение жизнедеятельности.
«Мы работаем по 4 направлениям: дистанционное консультирование и реабилитация, сопровождение, обучение навыкам помощи в домашних условиях. Проводим занятия по адаптивной физкультуре в режиме онлайн. Это позволяет специалисту наглядно продемонстрировать упражнения и визуально контролировать его выполнение, а также давать рекомендации», – рассказал инструктор по адаптивной физкультуре Нижневартовского многопрофильного реабилитационного центра для инвалидов Артем Павелко.
Кроме этого, для пожилых югорчан проводят творческие занятия по рукоделию. Хантымансийка Татьяна Клавдиева начала плести корзинки из газет.
«Очень трудно было оказаться один на один с собой в замкнутом пространстве, отказаться от привычных мне занятий. Но я не стала просто сидеть без дела дома, а занимаюсь творчеством дистанционно. Очень радует то, что предлагаются изделия из доступных материалов, и не надо лишний раз выходить из дома для покупки материалов. Огромное спасибо специалистам комплексного центра за организацию дистанционных занятий, за заботу о нас, за терпение, трепетное отношение к нам», – рассказала Татьяна Клавдиева.
Медвопросы – на повестку
Югорчан также волнует вопрос о задержке размещения результатов анализов на ковид в личном кабинете электронной регистратуры. Хотя по закону они должны быть известны пациенту в течение 48 часов. Сообщить о результате пациенту можно любым возможным способом: по телефону, смс, в личном кабинете пациента на региональном портале. Прямо во время прямого эфира один из добровольцев, переболевших новой коронавирусной инфекцией, попробовал узнать свой результат в поисковике по фразе «регистратура Югры», он перешел сразу по первой ссылке. После перехода на портал авторизовался при помощи логина и пароля для портала госуслуг. Авторизованному пользователю доступны различные услуги в электронном виде, в том числе и просмотр результатов лабораторных исследований.
Отметим, что несколько месяцев назад была запущена в тестовом режиме государственная информационная система «Цифровое уведомление», скоро должен выйти программный модуль оповещения посетителей о их возможных контактах с заболевшими COVID-19. Его разработку планируют завершить до конца ноября.