ООН объявила 2021 год Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития. Югра ‒ первый и пока единственный регион в стране, где понятие «креативные индустрии» закрепили на законодательном уровне. В начале декабря в регионе завершится первый Международный фестиваль креативных индустрий «Сreametria». В рамках этого события состоялось более 30 мероприятий, направленных на развитие креативного предпринимательства.
Один большой бренд
«Проект реализуется в партнёрстве с международными организациями, правительством РФ и Югры в сфере культуры, искусства, креативного предпринимательства и урбанистики. Фестиваль проходит под эгидами комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Северного форума и председательства РФ в Арктическом совете в 2021–2023 годах. Отмечу, что в настоящее время большая работа проводится по оценке влияния креативных индустрий на развитие государства, народа. Главный вывод из этих оценок – это то, что креативные индустрии – один из динамично развивающихся секторов экономики, который обладает большим потенциалом для роста», – заявила губернатор Югры Наталья Комарова.
В фестивале приняли участие свыше восьми департаментов, потому что, по словам руководителя Ассоциации креативного класса Югры Сергея Зверькова, креативная экономика – это симбиоз ряда ведомств: депэкономики, депкультуры, цифрового развития, общественных связей и др. «Через межотраслевое взаимодействие и подход создаётся уникальное событие. Интересный микс органов окружной власти и представителей муниципалитетов, крупного бизнеса, лидеров городских сообществ и креативных индустрий», – отметил Зверьков.
Одно из мероприятий «CREAMETRIA» – IV Форум по брендингу и маркетингу. Эксперты из разных стран и городов России, представители Минстроя РФ, девелоперских компаний, общественных организаций, архитектурных бюро, дизайнеры и художники обсуждали, как нужно развивать городскую среду и внедрять в населённых пунктах уличное искусство, чтобы это стало брендом целого региона.
«В Югре очень много интересного, полезного. Бренд «Югра» – это один большой бренд. У нас много суббрендов. В какой бы населённый пункт вы ни приехали, вы обязательно найдёте что-то уникальное, то, чего нет нигде больше. У нас много уникальностей, но мы не умеем их продавать, не умеем придавать им форму или умеем, но делаем это пока несовершенно. Этот форум создан для того, чтобы притянуть творческих личностей, лучших экспертов, которые проживают у нас, в Югре, и за её пределами, и за пределами большой нашей родины. Поэтому помогайте, творите! А мы будем создавать комфортные условия, чтобы всё у вас получалось», – дал напутствие участникам форума первый заместитель губернатора округа Алексей Шипилов.
Программа форума была сфокусирована на двух основных направлениях: новых тенденциях развития городской среды и формировании уличного искусства как драйвера развития городов. Основные площадки были в Ханты-Мансийске, но часть спикеров и участников присоединилась к обсуждению онлайн. Всего в очном и заочном форматах работали свыше 300 человек.
«Территориальный маркетинг и брендинг влияют на инвестиционную привлекательность региона. Поэтому крайне важно уделять этому должное внимание. Также на туристический потенциал и развитие туризма, на удержание креативного класса и творческого капитала в своих городах. Крайне важно выявлять культурные коды, локальную идентичность и интегрировать их в различные сервисы, услуги и позиционировать их на внешних рынках. У нашей команды возникла мысль создать особую экономическую зону по развитию креативных индустрий РФ с локацией в Югре. Мы озвучили свою инициативу министру экономического развития Максиму Решетникову. Он сказал, что это довольно смелое предложение, и в год креативной экономики это очень актуально. Он добавил, чтобы мы прорабатывали основание и направили ему. Мы рассказали про этот диалог губернатору Наталье Комаровой, и на рабочей группе она презентовала эту инициативу», – рассказал Сергей Зверьков.
Стрит-арт на подъёме
В первый день форума участники обменялись опытом, как можно с помощью стрит-арта произвести впечатление и привлечь внимание не только жителей населённых пунктов, но и туристов.
«Это те впечатления и эмоции, которые заставляют человека вернуться, заставляют делиться: «Вау! Я съездил в этот город, там было классно, я такого никогда не видел». Это направление уже есть в Югре. У многих на слуху местные деятели, такие как Андрей Ольховский. Уличное искусство уже живёт на улицах городов, и хочется немного расширить представление о том, что это и как к этому подходить», – поделилась мнением участница Международных фестивалей и уличного искусства в странах Европы, организатор арт-фестивалей Мария Кудашева.
Югра первая в России приняла концепцию развития территориального маркетинга и брендинга. Значимые идеи отрасли получают грантовую поддержку и премии губернатора региона. Среди лауреатов – проект создания музея на Нейройке, запись музыкального альбома «Такая песня» посла доброй воли Международной организации северных регионов «Северный форум» Веры Кондратьевой. А ещё фестиваль уличного искусства «Мосты» Андрея Ольховского: за три летних месяца в столице Самотлора появилось более десяти новых арт-объектов. Раньше столько создавали за несколько лет. Художники рисовали на актуальные темы. Так появились произведения «Благодарность врачам» и «Жизнь продолжается». Освоение космоса тоже интересно: с одной из центральных улиц Нижневартовска легко можно было попасть на Марс. «Мы приветствуем любые эксперименты. Стрит-арт, граффити, монументальная живопись. Самые разношёрстные стили. Рассматриваем и постер-арт, и инсталляции на местности», – рассказывает директор автономной НКО развития молодёжных инициатив «Арт-среда» Андрей Ольховский.
Комплексный подход
Чтобы люди чувствовали себя комфортно и не хотели уезжать из югорских городов, необходимо создавать новые «точки притяжения». Это могут быть малые архитектурные формы, павильоны, арт-объекты… Но важно их не только придумать и поставить, а подойти к вопросу комплексно, с точки зрения развития городской среды и законодательной базы. Об этом эксперты форума говорили на круглых столах во второй день мероприятия.
«Есть в России глобальная проблема: всё, что делается, делается крайне локально. Когда город получает деньги, привлекает архитекторов, они смотрят на город кусочками: вот площадь, вот парк, вот двор. А нужно смотреть глобально на город, нужно изучать его с точки зрения жителей, транспортной структуры. Мы говорили о комплексном подходе», – прокомментировал директор архитектурного бюро «Мегабудка» Константин Дёмин.
После двух дней работы эксперты и участники подвели итоги годовой работы по развитию территориального маркетинга и брендинга в Югре, представили новые проекты и решения. Совсем скоро их воплотят на улицах наших городов. Главным брендом округа эксперты называют югорский колорит. В этом направлении и предлагают развивать «оранжевую экономику» Югры.
Комментарии
Елена Бодрова, исполнительный директор НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов»:
– Таких проектов очень мало в России, как ваша академия шахмат, центр зимних видов спорта. Я считаю, что первоочередная задача Югры – более активно пиарить возможности региона для туристов. Зачем ехать в Ханты-Мансийск? Да потому что здесь можно кататься на лыжах, проводить вечера в аквапарке, можно поставить ребёнка на коньки. Это очень хороший город для того, чтобы проводить новогодние каникулы, и, мне кажется, задача региона – на всю страну кричать об этом, потому что на «Розе Хутор» в Сочи много уже очередей, и люди рассматривают для зимнего отдыха Алтай, Белокуриху и горы Хибины. У вас скоро точно будет востребованный туристический поток, который потянет за собой новые рестораны, будут заполняться гостиницы, появятся новые рабочие места, и здесь станет модно жить.
Инна Арканова, заместитель директора – начальник Управления по внешним связям Департамента общественных и внешних связей Югры:
– Недавно в ходе заседания рабочей группы по развитию креативных творческих индустрий и сервисной экономике было подписано соглашение: губернатор Наталья Комарова подписала с директором фонда «Инносоциум» Еленой Марининой. И уже есть очень интересное направление – совместная реализация проектов «Фабрика региональных брендов». Могу отметить, что округ уже представлен в Организации Объединенных Наций, на Северном форуме. Работая с международными экспертами, все отмечают самобытность нашей территории и перспективы.