Вернуть сиесту! Эксперты – о пользе сна и дневного отдыха

Не секрет: в ближайшем будущем важное место в мире займет технология искусственного интеллекта. Людям придется «уступить» некоторые сферы своей деятельности роботам. В XXI веке у людей будут востребованы навыки, которыми не смогут обладать машины (к примеру, эмпатия - чувствование). Придется многому учиться, чтобы адаптироваться в таком обществе. И одна из сложностей, с которой в будущем, по мнению экспертов, нам придется справляться, - информационные перегрузки. Но люди столкнулись с этой проблемой в недавнем прошлом, когда «отменили» дневной сон.

   
   

Когда информации – сверх меры

«До ХIХ века люди на Западе спали, обыкновенно, по два раза в сутки, - рассказал культуролог Евгений Рабинович. – Такой сон часто определяют, как «культуру сиесты» (сиеста – полуденный отдых). Но в современном мире нормативно закрепляют положение, что здоровые взрослые люди не должны спать в течение дня. Днем они должны работать. Судя по всему, однофазная (один раз в сутки, - прим. автора) модель сна не является биологической нормой, но обусловлена индустриализацией и урбанизацией, что подтверждают антропологи в исследованиях сна в доиндустриальных сообществах. 

Наш мозг не предназначен для постоянной работы в течение 16 часов: мозг и психика перенапрягаются. Современные психологи и психиатры фиксируют бессонницу или нарушение ритма сна у людей во время психических заболеваний». 

Как бороться с перенапряжением? Например, при помощи дневного отдыха, такой опыт уже имеется, он известен как «сиеста для клерков».

Комментарий

Клинический психолог из Сургута Светлана Рылова:

   
   

Ко мне часто приходят родители с совершенно разными вопросами, в том числе с проблемами адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, школы. Родителей беспокоит, что у детей бывают: раздражительность, сонливость, повышенная возбудимость, апатия и т.д. Все это следствие нагрузок, завышенных ожиданий и требований со стороны взрослых. Зачастую родителям кажется, что если ребенка побольше нагрузить занятиями, то он будет лучше развиваться, учиться и не будет лениться. Но надо учитывать особенности его психологического развития. Мозг и его возможности не безграничные. Есть индивидуальные качества ребенка. Не у каждого ребенка можно развить гениальные способности, гениальность – уникальное свойство, загадка природы. Если продолжительность сна, распределение нагрузок или учебный график не соотносится с особенностями этого ребенка, у него появляются признаки стресса. Это касается и взрослых. Информация плохо усваивается при чрезмерных нагрузках. Могут проявиться нервные срывы. Человек становится менее эффективным в социуме. Но справляться с этими ситуациями можно. Нужно научиться себя слушать и понимать: какой режим для сна, отдыха, работы, творчества подходит каждому конкретному человеку. 

Учиться у сновидений

Лучше понять себя иногда помогают сновидения. Антропологи и культурологи изучают историю сновидческих традиций коренных народов (тех, кто использовал информацию из снов для исцеления, прогнозов и прочего). Кстати, ханты тоже обращали внимание на сны, об этом писала к.и.н. Татьяна Молданова. Можно ли самостоятельно научиться извлекать информацию из сновидений, как это делали в древности? Есть разные мнения.

«Создание принципиально новых систем работы со сном может стать крайне увлекательным и перспективным занятием только при условии, если появятся действительно новые, экспериментально подтверждённые методы, а не психотехнические винегреты, ценность которых утверждается лишь сомнительными ссылками на тысячелетние традиции», - поясняет Евгений Рабинович.

Но в будущем, все-таки, вполне возможно, могут появиться школы для сновидцев.

Кстати

Эмпатия основана на сопереживании другому человеку. Такие способности нужны тем, кто много общается с людьми. Специалисты говорят, аналитическое и образное мышление сложно совместить. Но мой личный опыт показывает, что разные типы мышления можно научиться синхронизировать во время специальной практики, которая помогает исследовать и описывать содержание сна, то есть можно совмещать, к примеру, эмпатию с легкой степенью аналитики (фиксировать воспоминания, впечатления, ассоциации, сравнения). Удалось подобрать и название – аналитическая эмпатия (Л.Славная, 2019).

Смотрите также: