Впервые в Югре: медиков и химиков профессии научат по-английски

Чем интересен русский Север для студентов-иностранцев, рассказала директор Института естественных и технических наук СурГУ Юлия Петрова.

   
   

СурГУ – один из 18 российских вузов и первый в Югре - присоединился к Международной инициативе CDIO – сообществу университетов с практико-ориентированным обучением. Как создаются инновации и какое будущее ждет выпускников, - предваряя День студента мы расспросили у эксперта.

«Это победа!»

Лариса Славная, АиФ-Югра: Юлия Юрьевна, расскажите, какая программа по стандартам СDIO уже существует в вашем институте, в чем конкретно ее преимущество?

Юлия Петрова: Во время XIII Международной конференции CDIO в Университете Калгари (Канада), помимо двух классических инженерных программ, мы презентовали программу по химии. Наш опыт интересен иностранным коллегам, так как Югра является крупнейшим нефтегазодобывающим регионом  мирового значения.  Бакалавриат «Химия» - это та программа, в которой мы планируем выпускать будущих инженеров для экономики округа.

Почти на каждом крупном предприятии Югры есть свои химические лаборатории. Один из стандартов СDIO направлен на разработку интегрированных учебных планов (с производствами и нуждами предприятий, - прим. автора). Для этого мы организовали анкетирование с участием представителей компаний-работодателей, которые ответили на вопросы, какие компетенции они хотят видеть у наших выпускников.

Помимо профессиональных навыков, они сделали акцент на умении специалистов работать в команде, владении хорошими коммуникационными навыками и иностранными языками. Важно, чтобы наши ученики могли представлять результаты своей работы на всероссийских и международных форумах.

   
   

Сейчас крупные российские компании перешли на проектный стиль управления, когда целые отделы и подразделения выполняют одну конкретную задачу или проект. Принцип управления проектами - целая наука. Это новое слово в образовании. В учебном плане бакалавров-химиков появилась дисциплина «Химический инжиниринг». С первого курса преподаватель ставит студентам задачу, которую они оформляют как проект.  Ребята выполняют и защищают его вместе, одной командой. В процессе обучения они научатся также создавать новые технологии или совершенствовать существующие.

В нашем регионе в области химии можно предложить два типа продуктов.  Первый – это новые вещества и материалы, например, добавки к буровым растворам, второй - технологии или методики, к примеру, исследования пластовых флюидов.

Летом 2017 года мы набрали первую группу бакалавров-химиков, которые обучаются по новому учебному плану. Сейчас эти студенты - на втором курсе, и к 2020 году планируем их первый выпуск. Для нас это большая победа!

- Расскажите, когда в СурГУ планируют преподавать на английском языке?

- Пока наши студенты учатся на русском языке. Но сегодня университеты России выходят на мировой уровень. В Сибири уже три-четыре университета работают с иностранными студентами. У студентов в мире есть свобода выбора. Выпускники бакалавриата-иностранцы могут приехать к нам поступать в магистратуру,  а российские выпускники – к ним.  Инновационное образование – это и новое поколение преподавателей. Около 15 наших преподавателей прошли подготовку на английском языке, в том числе двое – по химии. Первая программа на английском языке готовится в Медицинском институте. Университет в ближайшее время планирует приглашать студентов из-за рубежа.

- Как вы думаете, почему иностранные студенты приедут учиться именно к нам, в чем преимущество СурГУ?

-Имеет значение не только престиж университета или регион, но и набор профессиональных компетенций образовательной программы. В нашем институте мы готовим кадры для производств в области нефтегазодобычи, нефтехимии, электроэнергетики, а также ученых-исследователей. Преимущество в том, что наши студенты проходят практику на крупных региональных предприятиях. Поэтому они выбирают и профессию, и, возможно, свое дальнейшее место работы. Для иностранных студентов мы привлекательны еще и тем, что готовим инженеров по высоким стандартам CDIO.

Нескучные инновации

- Какие еще новшества готовит ваш институт?

- Спад интереса к инженерному образованию в мире происходит из-за отрыва образования от стремительно развивающихся новых технологий. Система образования становится более инерционной, поэтому некоторые работодатели рекомендуют изменить подходы, чтобы во время обучения человеку не наскучила его будущая работа. Мы начинаем этот разрыв устранять.

У нашего института есть совместные исследования с Университетом Калгари в области создания новых материалов для солнечных батарей. Эффективность применения таких батарей в нашем регионе низкая из-за нехватки солнечного света. Мы предложили свою технологию, канадцы заинтересовались. Есть предварительная договоренность и с индустриальным партнером. Кремниевые батареи в будущем смогут работать на видимом излучении, и эффект от преобразования солнечной энергии будет выше. Это конкретная инновация, которую будут создавать наши студенты во время учебы.

Кстати

Институт готовит еще две программы к реализации по стандартам СDIO: в области техносферной безопасности – к 2019 году, экологии и природопользования – к 2020 году. Специалисты в области техносферной безопасности нужны, особенно учитывая наши перспективы в Арктике: инженеры, которые контролируют безопасность и оценивают риски на производстве, прогнозируют степень угроз катаклизмов, разрабатывают компьютерные программы для прогнозирования техногенных и природных катастроф.

Мнение

Алексей Дренин, директор департамента образования и молодежной политики Югры:

– В национальном проекте «Образование» есть федеральный проект «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования». Смысл образовательной реформы не в том, чтобы наши ребята могли учиться за рубежом, а чтобы наши образовательные программы вывести на уровень международных стандартов. В округе основная задача – пересмотр части образовательных программ, приведение их к международному уровню. Сейчас три программы по международным стандартам есть в Сургутском госуниверситете. Основной показатель результата программы мирового уровня – доля иностранных студентов. Учеба на английском языке – это обязательно, уже запустили двухлетние курсы подготовки педагогов.