Сентябрьский совет глав муниципальных образований был посвящён межбюджетным отношениям. По итогам первого полугодия, в городах и районах округа, существенно были сокращены расходы, свёрнуты многие программы.
Подсчитываем деньги, делаем выводы
Выводы оказались неутешительными для многих муниципалитетов. Да, были заморожены инвестпрограммы, да, бюджеты постоянно требовали дополнительных денег, главы их просили - и им давали. Но тратились средства - и это губернатор объяснил главам весьма доходчиво - экономически не верно. По информации, озвученной Александром Филипенко, с начала года в некоторых муниципалитетах Югры выросло количество чиновников. Самый большой прирост - в Ханты-Мансийском районе. Там на каждую тысячу жителей приходится 20 чиновников. В основном увеличение идёт за счёт администраций сельских поселений. Губернатор заявил: "Меня напрягает, когда в одном муниципальном образовании расходы на одного работника в 6 раз превышают расходы по округу. Когда в администрации одного сельского поселения работает семь человек, а в другом таком же - сорок. Власть - не собес, чтобы решать вопросы безработицы таким образом". В Когалыме издержки местного бюджета на содержание чиновников на несколько порядков меньше, чем в Нягани. А Югорск - единственный из муниципалитетов, чьи бюджетные расходы в этом году, по сравнению с благополучным 2008-м - увеличились. Кстати, мэр на встрече с губернатором попросил дополнительно 35 млн рублей. "Кризис не означает, что можно требовать всё и вся. Пусть ваши желания и предложения согласуются", - парировал Александр Филипенко. В Правительстве Югры с начала года служащих стало на 30% меньше. Это позволило окружной казне сэкономить 1 млрд 700 млн рублей.
Прощай, премия...
Кстати, в больших северных зарплатах чиновников, после этого совещания, может наметиться существенное сокращение. Губернатор потребовал от глав, чтобы они не только максимально сократили свой аппарат, но и ушли от принципа уравниловки в зарплате. "Надо поощрять только активный и полезный труд. Если кто-то приходит на работу приятно провести время - зачем ему премия?", - поинтересовался губернатор.
Муниципальные бюджеты должны экономить на чиновниках, но изыскивать внутренние резервы для улучшения жизни людей. В первую очередь это касается сферы жилищно-коммунального хозяйства. Реформа идёт медленно. И это при том, что сейчас города и районы имеют возможность получать на снос ветхого и аварийного жилья, а также на текущий ремонт деньги из федерального бюджета. В программе "Содействие реформированию ЖКХ" на каждый совместно вложенный муниципалитетом и округом рубль, положено три федеральных рубля. Но обращаться за помощью главы не спешат.
А ведь по итогам реформы коммунальные предприятия должны перейти в руки малого и среднего бизнеса, а тот, в свою очередь, стать хорошим подспорьем для муниципальной казны. Кстати, о бизнесе. Сегодня доходы от предпринимательской деятельности в казну местных муниципалитетов составляют от 10 до 15%. Это лишь небольшая часть. "Весь мир опирается на доходы среднего и малого бизнеса. Он не столь зависим от конъюнктурных условий, которым подвержены крупные корпорации, поэтому нужно создавать условия для малых предприятий, а соответственно и пополнения бюджета", - ещё раз напомнил главам начальник управления по вопросам местного самоуправления Югры Алексей Крылов. Кстати, в Нижневартовске к вопросу поддержки предпринимателей подошли просто: "Мы сохранили аренду земли и муниципальных помещений на прежнем уровне", - рассказал мэр города Борис Хохряков. В результате, по итогам этого года Нижневартовск планирует получить около 400 миллионов рублей налогов в местный бюджет только от предприятий малого и среднего бизнеса.