Примерное время чтения: 6 минут
115

Неигровое кино - это исповедь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ - Югра 23/09/2009

В Ханты-Мансийске завершил свою работу XIII Международный фестиваль телевизионных программ и фильмов "Золотой бубен". В конкурсе приняли участие 154 телекомпании и студии из 69 городов России. Экспертный совет фестиваля отсмотрел 303 конкурсные работы по

9 номинациям.

"Золотая богиня" стала москвичкой

Конкурсные фильмы и программы прислали творческие группы из Белоруссии, Германии, Польши, Словакии, Финляндии, Украины, Армении, США, Болгарии, Венгрии и Чехии. Югру в финале Международного фестиваля телевизионных программ и фильмов "Золотой бубен" представляли два фильма. Это "Открытка из России "Берёзово и Берёзовский район" Виктора Журавлёва (Ханты-Мансийск) и "Сфорцандо" Ирины Головановой (Урай). Работы были выставлены в номинации "Этнография и путешествия" и "Телевизионный портрет".

Гран-при фестиваля досталось телефильму "Я гений Николай Глазков" режиссёра Александра Бурыкина. В номинации "Национальный характер" статуэтку "золотой богини" получил фильм "Русская слава" Тофика Шахвердиева. Оба режиссёра - москвичи. Высшие награды получили тележурналисты из Санкт-Петербурга за научно-популярный фильм "Две или три вещи, которые необходимо знать о ней", тележурнал "Молодёжный форум" из Красноярска за документальный цикл "Мы унесли с собой Россию", документальные фильмы "Тишина" и "Слепи меня, Господи".

В номинации "Этнография и путешествия" дипломантом фестиваля стал журналист из Ханты-Мансийска Виктор Журавлёв. "Открытка из России "Берёзово и Берёзовский район"" - это телепутешествие в регион, который связан с историей Российского государства более четырёх столетий, но до сих пор остаётся известным для большинства российских людей лишь по историческим книгам и учебникам. Автора интересовали исторические зигзаги поселения. Крепость-острог, место ссылки Александра Меншикова, уездный город, село, а сегодня настоящий островок традиционной культуры народов ханты, манси и коми-зырян, регион больших проектов и перспектив.

Виктор говорит, что это не только его победа. "Открытка" создавалась совместно с телекомпанией АТВ "Берёзово", которая предоставила автору проекта редкие кадры. Виктор Журавлёв считает, что конкуренция в номинации "Этнография и путешествия" с каждым годом всё жёстче. Телекомпании России и всего мира создают солидные, серьёзные, и, что немаловажно, материально хорошо обеспеченные проекты. Жанр открытки очень популярен у югорских телезрителей. Жаль, что их по неизвестным причинам сегодня нельзя увидеть в эфире телеканала "Югра".

После Ханты-Мансийска фильмы, представленные на фестивале, покажут в Москве, Кирове, Екатеринбурге и Ростове.

В глубины человеческой души

"Золотой бубен" был богат на пресс-конференции. Общение с участниками фестиваля дало возможность определить место документалистики в современной киноиндустрии.

По словам многих режиссёров, сегодня этот жанр не очень популярен у массового зрителя. Создаётся ощущение, что даже самым простым и понятным формам неигрового кино не остаётся места в тесном культурном пространстве современности. Такие фильмы требуют внимательного, вдумчивого и неторопливого просмотра. Современный же зритель привык к своеобразной "клиповой подаче". По словам финского режиссёра Кати Гаурилофф, в Финляндии, где очень развиты жанры так называемого "мэйнстрима", неигровое кино занимает весомое место и в кинопрокате, и на телевидении. Иногда фильмы снимаются по спецзаказу телеканалов. В России серьёзное неигровое кино в большинстве своём - кино фестивальное. Несмотря на немалый зрительский интерес, телеканалы отказываются транслировать подобные фильмы, а если и транслируют, то, конечно же, не в прайм-тайм.

По словам участников пресс-конференции, сегодня документальный киножанр перестал быть просто методом визуальной фиксации событий. Он взошёл в ранг высокого искусства, где-то граничащего с видеоартом, где-то с эстетикой арт-хауса. Своей главной целью авторы всё чаще ставят исследование человеческой души, человеческих чувств. События здесь носят дополняющий характер - скорее, это обстоятельства, на фоне которых раскрывается человеческая сущность. Для режиссёров это постоянный поиск новых средств выразительности, новых идей и новых характеров.

Вернуть людям веру в любовь

"В современном мире дефицит любви и сочувствия, - говорит председатель международного жюри фестиваля, Президент российской гильдии неигрового кино и телевидения Владимир Герчиков, - а те фильмы, которые представлены на фестивале, несут очень глубокие чувства, и их нужно смотреть всем, чтобы этот дефицит восполнить".

Чтобы дать характеру раскрыться, необходимо обладать особым талантом. "Со своими героями я провожу очень много времени, - делится финский режиссёр Аню Куйвалайнен. - Не сразу удаётся войти в доверие. Для этого нужно немало потрудиться. Но всегда приятно, что и после съёмок фильма остаются дружеские отношения".

И действительно, судьбы героев и режиссёров сплетаются довольно тесно. Сергей Потёмкин, режиссёр фильма "Исповедь", который повествует о реабилитационном центре для наркоманов "Мельница", в интервью признался, что впредь не возьмётся за фильмы подобной тематики. По его словам, снимая фильм, режиссёр сам переживает то, что чувствуют его герои. "Этот фильм был очень тяжёлым эмоционально. Вся их жизнь в центре - это трёхмесячный путь смирения, труда и молитвы", - рассказал Сергей.

По мнению режиссёров, иногда сложно себе представить, какими свойствами может обладать личность, какие грани характера и уголки души могут открыться. Также иногда случается и с самими картинами. Режиссёр из Санкт-Петербурга Елена Лобачева-Дворецкая, представившая картину "Слепи меня, Господи", рассказала, что интересные герои появляются иногда совершенно случайно: "Не иначе, как промысел Божий, - говорит она. - Материал для многих фильмов мы часто находим ненамеренно. Словно кто-то подсказывает, что именно в этом месте мы можем найти что-то новое для съёмок. Часто бывает так, что приедешь снимать один фильм, а в результате наберётся материал ещё на несколько картин".

"Конкурсные фильмы совершенно разные, как и герои, интонации, жанры. Но все они пронизаны верой в возможности человека, необычайным гуманизмом, надеждой и оптимизмом. Да и сняты картины на очень высоком кинематографическом уровне и достойны того, чтобы их увидела широкая аудитория", - резюмировал В. Герчиков.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах