Примерное время чтения: 5 минут
72

Мифы об избирательном процессе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ - Югра 02/02/2011

- Во время выборов все говорят о "чёрном пиаре", губернатор даже призвала политические партии к корректности. Опять будет подписано соглашение "о честных выборах". А смысл? Пиарщики всё равно будут собирать компромат, кандидаты всё равно будут обещать нам горы золотые, а потом об обещаниях забудут. Мне интересно, как изначально пиарщики относятся к выборам и, на их взгляд, бывают ли выборы честными?

Ю. Дашкова, Сургут

Каждый участник избирательного процесса знает, что цель кампании - победа в выборах. Любая избирательная кампания - это война. А на войне средств не выбирают. "Соглашение о честных выборах" - надводная часть айсберга, и всегда существует его подводная часть. А там законы не действуют. Политконсалтинг - дело переменчивое. Сегодня команда может "играть" за ЕдРо, завтра - за ЛДПР, а послезавтра - за коммунистов. Чем разнообразнее игра, тем выше опыт, профессионализм и, соответственно, спрос. Выборный "игрок" подобен адвокату - его клиентом может быть кто угодно. Политические убеждения здесь далеко не на первом месте. На первом месте работа. Люди, которых мы попросили ответить на вопрос читателя - профессиональные участники избирательных кампаний.

"Чёрного пиара" не существует

Максим Химухин, политконсультант:

- В каждом избирательном цикле заключаются целые серии соглашений "о честных выборах". Однако раз за разом технологии информационных войн совершенствуются. Давайте сразу забудем про понятие "чёрный пиар". "Пиар" или "паблик релейшн" - это связь с общественностью. А связь с общественностью не может быть "чёрной" - она на негативе сразу обрывается: людям не нравится, когда их поливают грязью. Именно поэтому "чёрного пиара" не существует в природе. Но есть технологии информационных войн. И вот здесь работают технологии на понижение явки, на поднятие протестных настроений, на повышение рейтинга с помощью чётко просчитанного информационного удара - и так далее.

Почему так происходит? Потому, что информационные войны ведутся ради победы. Да, порой победой может быть и второе или третье место (когда кандидату важно лишь хорошенько "засветиться", чтобы выстрелить в следующем избирательном цикле). Но в любом случае информационная война - это война. И любая попытка избежать тех или иных "пограничных" акций - это попытка отрицать очевидное. Ведь что происходит в реальной жизни? Друг против друга в одном и том же избирательном округе выходят два, три, четыре доминантных самца. Власть здесь - самка, которую надо завоевать. Хитростью, грубой силой, умом - но непременно завоевать. Победа повышает самооценку кандидата. Победа позволяет ему полностью оправдать понесённые затраты.

Ещё ситуация из жизни: вам и вашему другу понравилась одна и та же девушка. Вы завоевываете её сердце. Ради неё вы готовы на всё. Девушка колеблется. Вопрос: вы готовы сыграть на грани фола - или будете играть в благородство и добровольно уступите поле битвы? И в жизни, и в политике действует один и тот же закон: самки любят сильных и доминантных самцов. Неважно, чем вы возьмёте - силой, умом, хитростью. Главное, чтобы вам непременно хотелось взять своё. Игры на грани фола прекращаются только тогда, когда прекращаются сами выборы.

Будет свобода - будут и правила

Алексей Глухов, политконсультант:

- Одно из основных неписанных правил любой избирательной кампании - против сотрудников того или иного штаба никогда не используют силовых акций, не привлекают представителей правоохранительных органов, чтобы кого-то куда-то "закрыть". Причина проста: где гарантия, что завтра человек, который работал против вас, не будет работать на вас? Современные участники политических кампаний - это профессиональные ландскнехты-наёмники. Главное - честно и профессионально выполнять свою работу, не выходить "за флажки", не превращать очередной избирательный цикл в остервенелую борьбу политических честолюбий.

Выборы приходят и уходят - а дальше идёт обычная жизнь, где у участников политического процесса есть какие-то человеческие, социальные, бизнес-отношения. И что теперь, всё пускать под откос только потому, что вы боролись за победу - и кто-то выиграл, а кто-то проиграл? Тот же бывший глава Октябрьского района Андрей Киприянов сумел к октябрю-2010 года рассориться со всеми участниками выборного процесса. Результат - проигрыш, рядовое депутатство, колоссальный удар по самолюбию. Игра стоила свеч?

Андрей Пятницкий, райтер:

- Любые декларации о "честных выборах" имеют смысл только тогда, когда они неукоснительно соблюдаются. Но вот парадокс: несколько лет подряд в России ужесточался Закон о средствах массовой информации. Острая критика политических партий запрещена. Этого, кстати, и в помине нет на Украине. Что в результате? Участники процесса всё больше уходят "в тень". Дайте больше пространства для открытой и острой политической борьбы. Тогда участникам избирательного процесса будет просто невыгодно выпускать "чёрные" листовки и устраивать "чёрные" акции. Но сначала - свобода, а только потом - игра по правилам.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах