
Порядка 10% населения России сегодня составляют инвалиды. Или, как их принято называть, люди с ограниченными физическими возможностями здоровья. Их заботы и проблемы не слишком волнуют окружающих. Однако именно Югра сегодня диктует, как в обществе должны развиваться права людей с инвалидностью. Диктует во многом благодаря одному человеку, руководящему ханты-мансийским Центром спорта инвалидов, - спортсмену, депутату и настоящему борцу за достойную жизнь для инвалидов Эдуарду Исакову.
"Мне всегда были интересны герои"
- Эдуард, как вы - атлет, многократный чемпион мира и Европы по пауэрлифтингу, - пришли к своей сегодняшней деятельности? Что сподвигло?
- Сложилось всё почти случайно. Всегда были интересны герои, я воспитывался на книгах. "Повесть о настоящем человеке", "Как закалялась сталь" - эти люди были инвалидами. И настоящими героями. Многое мне дал дед. Воевал он и в Финской, и в Великой Отечественной войнах. И был инвалидом первой группы: вёл грузовик в блокадный Ленинград по Дороге жизни, когда в него попала бомба. У него, если просто, не было части спины. Повреждённые рёбра, позвоночник... Но он всегда работал. После реабилитации трудился на оборонном заводе, всю жизнь провёл у станка.
После армии, тренируясь в зале в Екатеринбурге, я обратил внимание на одного парня. Было видно, что он сильно хромает. Через месяц он набрался смелости и попросил его потренировать. Оказалось, что он занимался лёгкой атлетикой. Получил травму - сломал колено. Врачи плохо провели операцию, и оно перестало работать. И я начал давать ему рекомендации. Нравилось, с какой жаждой жизни он тренируется, преодолевает трудности на пути. Звали его Сергей Юрьев.
- То есть, первый, скажем так, "клиент", вас нашёл сам? А другие появились?
- Да, потом появился ещё один парень, Антон Ракитин. Точнее, его привёл Сергей. Был 1996-й год. И я начал заниматься с ними в зале. И, видимо, в обществе инвалидов они про меня рассказали, потому что ко мне с просьбой обратился его руководитель. Просьба - провести соревнования Свердловской области по пауэрлифтингу среди людей с инвалидностью. Многие из них впервые увидели штангу, но соревнования я провёл. Стало понятно: люди хотят заниматься, люди хотят общаться, но с ними никто не работает.
- Как вообще обстояли дела с проблемами инвалидов?
- В те времена таких людей у нас в России не воспринимали как спортсменов. У нас есть ярлык "инвалид": человек с ограниченными возможностями, неполноценный. Но я, наоборот, не считал их таковыми. Если человек активно развивается, у него есть цели в жизни, то он полноценный! Уверен, что докажу любому - сейчас есть абсолютно здоровые люди, ведущие паразитический образ жизни и висящие на шее у государства. Вот они куда больше подходят под определение "неполноценных".
"За моей спиной - люди с инвалидностью"
- После соревнований сразу решили работать с инвалидами?
- Нет, таких планов не было. Переехал в Югорск. Уже там обратилась женщина, сын которой вернулся из армии. Четыре пули в позвоночнике и паралич. Она ничего не требовала, просто попросила прийти и посмотреть на него. Работал с ним интуитивно. Делали дома простые упражнения. Постепенно он пересел в коляску, и я начал брать его в зал. Дополнительно занимались в бассейне, и через год он стал ходить на костылях. Это лучшее, что можно было сделать - слишком тяжела травма.
Югорск маленький, и нас на улице видели все. Начали обращаться родители детей-инвалидов, просили поработать с их ребятами. И здоровые ребята тоже. 8 лет я отработал тренером, и мне это нравилось. Ни за кем не бегал, не ходил, не уговаривал. Приходит человек, обращается за помощью - я делаю всё для того, чтобы ему помочь.
- А учиться пошли по спортивной линии?
- Нет, в 1998 году, после 2 лет работы с инвалидами, я поступил на факультет социально-правовой защиты населения. Не на физкультуру. На учёбе стало понятно, что у нас есть хорошее законодательство, но работает оно плохо. Свою роль я видел в том, чтобы защитить права людей с инвалидностью. Начал общаться с руководством на более компетентном уровне и нашёл понимание.
- Как шли занятия?
- У меня вместе занимались и инвалиды, и здоровые ребята. И это была отличная команда. Инвалиды не чувствовали себя инвалидами - они общались, проводили вместе праздники, а здоровые ребята учились общаться с ними. Все эти годы они жили одной командой и семьёй, и выросли в прекрасных людей. У многих уже семьи. И, честно, я горжусь своими учениками. Они и меня многому научили. Мне было 23, когда я начал работать тренером. Внутри я боялся, но не мог показать им этого - знал, что во мне они видят защиту.
Про меня говорят, что я требовательный, жёсткий и иду на конфликт. Но за моей спиной - люди с инвалидностью. Они - не пойдут, многие побоятся. Но верят, что я буду отстаивать их права. И я делаю это уже 15 лет. Потому что до сих пор есть чиновники, которые говорят: "Зачем я буду делать пандусы у себя в здании, если ко мне инвалиды не приходят?". Поймите одно - не приходят именно потому, потому что этого пандуса нет.
- За эти 15 лет видение проблемы в обществе изменилось?
- С каждым годом становится проще работать. Сравнить 1996 и 2011 годы - понимание выросло в разы. Особенно в Югре. Не хвастаюсь - но мы много ездим по соревнованиям, и про наш округ уже ходят легенды. ХМАО сегодня - привлекательный субъект для людей с инвалидностью, а Ханты-Мансийск - единственный город России с действительно доступной для инвалидов средой, где они могут жить и развиваться без проблем.
Досье
Эдуард Владимирович Исаков родился в 1973-м году в Свердловске. Спортсмен-тяжелоатлет, многократный чемпион России, Европы и мира по пауэрлифтингу, депутат думы Югры V созыва. С начала 2007-го года по настоящее время руководит ханты-мансийским Центром спорта инвалидов. Является членом Паралимпийского комитета России. Удостоен множества премий за свою социальную работу по обеспечению прав инвалидов.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть