Нефтеюганск. Утро. Мороз. Остановка. Люди ждут подхода автобуса. 10 минут, 20, 30, 40... Слишком большой интервал для общественного городского транспорта.
Мёрзнуть не хочется...
Начиная со второго полугодия этого года интервалы движения маршрутных автобусов в Нефтеюганске резко увеличились. "На линиях не хватает машин", - объясняли кондукторы. Жителей города эти объяснения не устраивали, и они начали писать жалобы транспортникам, в городскую администрацию и Правительство округа. Чтобы прояснить ситуацию, "на место" выехал заместитель губернатора Югры Валентин Грипас. Выяснилось, что раньше проблем с пассажирским транспортом в Нефтеюганске не было. Но в июне произошли серьёзные изменения в объёмах перевозок. "Администрация Нефтеюганска пошла по пути, предложенному омскими специалистами из Сибирского автомобильно-дорожного института (СибАДИ), - рассказывает генеральный директор ОАО "Юганскпассажиравтотранс" Дмитрий Волоцков. - Эксперты предложили увеличить эффективность использования автопарка нашего предприятия за счёт того, что автобусы будут меньше ездить. Предполагалось, что они будут забирать больше пассажиров за поездку, уменьшится холостой пробег, повысится экономическая эффективность. Исходя из заключения специалистов СибАДИ был снижен муниципальный заказ. На линию вышло меньше автобусов. Интервалы движения увеличились. Чтобы предприятие осталось на плаву, мы перевели инженерно-технических работников на сокращённый рабочий день. Мы обсуждали этот вопрос с городскими властями, но увеличить заказ исходя из реальных потребностей горожан у бюджета Нефтеюганска возможности уже не было".
Всё по плану
Пассажирские автотранспортные перевозки в Югре дороги. Максимальная стоимость проезда на автобусе установлена в размере 16,5 рублей, на маршрутных такси - 19,5. Но эксплуатация автобуса дороже, чем "Газели". В расходы автотранспортных предприятий входят как затраты на содержание самих автобусов, так и на содержание территорий автопарков, автомастерских, ремонтников, диспетчеров, медсестёр... С транспортной компанией муниципалитет всегда согласовывает количество автобусов на маршруте и график движения. Нельзя в нарушение договора вывести на линию меньше автобусов - можно потерять деньги. Вывести больше тоже нельзя - никто за это не заплатит. "Юганскпассажиравтотранс" должен был соблюдать условия договора.
"Изучив ситуацию, Правительство решило выделить для обеспечения нормальной работы городского автотранспорта 23 млн рублей из бюджета автономного округа, - подводит итоги поездки Валентин Грипас. - Это позволило за неделю вывести на маршруты 15 автобусов в дополнение к работающим 28. Люди почувствовали, что мы вошли в плановый режим, к которому все привыкли. На остановках никто больше не мёрзнет".
Бюджет Нефтеюганска на следующий год сформирован по "усечённым" транспортным нормативам. Но глава города уже обратился в Правительство округа за помощью.