Примерное время чтения: 7 минут
315

Новички за рулем: количество ДТП по вине «чайников» в Югре растет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ-Югра 20/08/2014

На дорогах их невозможно не заметить. И дело даже не в наклейке с восклицательным знаком на заднем стекле автомобиля. Именно начинающие водители чаще всего нарушают правила дорожного движения. А манера их вождения вызывает улыбку у опытных автомобилистов.

Не до шуток

Недавно на дороге «Когалым – Когалымское месторождение» водитель ВАЗ-21124 не справился с управлением. Машину занесло и выбросило на «встречку». А по «встречке» ехал трактор. Машины столкнулись. Водитель и пассажир легкового автомобиля скончались на месте аварии, ещё один пассажир ВАЗа, получил многочисленные травмы. Водитель легковушки получил водительское удостоверение всего за полгода до этой трагедии.

А вот ещё одна история. Авария произошла в Зеленоборске (Советский р-н). Водитель «Жигулей» решил пойти на обгон, выехал на полосу встречного движения, но не успел завершить манёвр и, чтобы не столкнуться со встречной машиной, стал выруливать на обочину, но вовремя остановить автомобиль не смог и на полном ходу врезался в металлический забор. Пробил его и налетел на лежащие на обочине брёвна. Водитель получил множественные переломы, а 17-летняя девушка-пассажир скончалась на месте аварии. Водительский стаж виновника ДТП – 9 месяцев…

В прошлом году на дорогах Югры появилось около 16 с половиной тысяч новичков. В этом году новенькие водительские удостоверения получило около 14 тысяч человек. За последние десять лет число начинающих водителей выросло на 20%. Пропорционально этим цифрам растёт и количество ДТП с участием водителей со стажем до двух лет. По данным ГИБДД, на территории Югры за 7 месяцев зарегистрировано 108 ДТП по вине «молодых» водителей, в которых 13 человек погибли и 137 получили ранения различной степени тяжести. Эта цифра почти не отличается от данных прошлого года. Тогда за 7 месяцев произошло 116 подобных ДТП, было 14 погибших и 147 раненых. Наибольший рост ДТП с погибшими по вине «молодых» водителей зарегистрирован в Когалыме (+100%) и Советском р-не (+100%).

Обучение подорожает

Проблема подготовки водителей уже вышла на общероссийский уровень. В прошлом году были приняты поправки к закону «О безопасности дорожного движения». Они меняют принцип обучения и систему приёма экзаменов. Например, закон исключил норму о допуске к экзаменам после самостоятельной подготовки и ввёл ряд категорий и подкатегорий транспортных средств.

На стадии разработки и утверждения – новые программы обучения водителей. Вводятся 16 категорий и подкатегорий, в том числе «М» – скутеры, мопеды; «А1» – лёгкие мотоциклы; «В1» – квадроциклы; «С1» – грузовики грузоподъёмностью до 7,5 тонн и др. Автомобилисты получат право обучаться на автомобиле с автоматической коробкой (получат в правах отметку «АТ») или механической. Увеличится количество часов вождения, а в теоретическую часть включат дополнительные аспекты: медпомощь, психологию, устройство автомобиля. «Я считаю, многое будет просто лишним в обучении, – говорит педагог автошколы Сергей Николаенко. – 50 часов вождения на подготовку – вполне достаточно. Устройство авто не пригодится. Ну, может, оказание доврачебной медпомощи ещё как-то нужно. Следствием нововведений станет повышение стоимости на обучение. Хорошо водить мы человека не заставим, если он не захочет. Саму ситуацию на дорогах надо менять, хамское отношение автомобилистов друг к другу».

Теперь об экзаменах. На рассмотрении в правительстве находится проект Постановления о допуске к управлению транспортными средствами. После того, как оно будет подписано, ГИБДД сможет засчитывать внутренний теоретический экзамен и площадку в качестве основного. Но это для автошкол с автоматизированными автодромами. Если таковых нет, предусмотрен другой порядок поощрений. Сотрудники ГИБДД будут приезжать к ним и принимать экзамены. Если процент сдачи у такой автошколы будет ниже 80%, то инспекторы перестанут приезжать, и курсанты будут сдавать экзамен в ГАИ на общих основаниях.

Не расписаны ещё и правила, связанные с приёмом экзаменов. Предположительно, обучение по новым программам займёт три месяца. Так что у ГИБДД есть запас времени для утверждения этого документа. Но запас – крайне ограниченный.


Мнение специалиста

Светлана Панченко, психолог:

– Не удивительно, что так называемые автомобилисты-»чайники» попадают в аварии чаще, чем опытные водители. Причин множество. Например, мысль: «я могу, я за рулём!» притупляет инстинкт самосохранения. Особенно у молодых людей, которые стали владельцами дорогих авто. Они хотят «показать себя» на дороге. Водители, у которых машина отечественная и не такая резвая, не хотят уступать – они ведь не хуже, и тоже экзамен в школе вождения сдали. В итоге – превышение скорости, излишняя уверенность в своей правоте. Это, кстати, тоже причина. В школе учили, что если едешь по главной дороге, то тебе должны уступать. Вот «чайник» и несётся во весь опор, не глядя по сторонам. А тот, кто едет по второстепенной дороге, может просто не заметить вовремя знак – человеческий фактор никто не отменял. Мысли «я один на дороге» или «я главный» тоже могут вызвать аварию. Водители-хамы не соблюдают дистанцию безопасности, лихачат, подрезают, резко и неоправданно перестраиваются, вводя в заблуждение других участников движения. Добавьте к наглости неопытность – вот вам и авария. Парадокс заключается в том, что даже спокойные люди могут заразиться вирусом агрессии, а она – не лучший попутчик в дороге. Неуверенность в себе тоже опасна. Разговоры по телефону, чтение SMS-сообщений – просто бич сегодняшнего дня. Громкая музыка, еда за рулём – всё это отвлекает. А начинающий водитель не в состоянии выполнять все элементы вождения быстро и чётко. И конечно, даже опытным водителям нельзя садиться за руль в раздражённом состоянии, особенно в ночное время. Если нужно прийти в себя – остановите автомобиль, подумайте о чём-то приятном, сделайте несколько дыхательных упражнений. Помните, скорость не лечит, а калечит людей. Прежде, чем сесть за руль, нужно научиться управлять собой.


Мнение эксперта

Николай Звягин, директор УПЦ РОСТО, Сургут:

– В последние 5-10 лет появилось огромное число автошкол. Кратно больше стало транспорта на дорогах. Сами дороги с их качеством оставляют желать лучшего. Поэтому винить исключительно автошколы в большом количестве ДТП с участием начинающих водителей нельзя.

Мы работаем по государственным стандартам. Но не всё в этих стандартах нас устраивает. Считаю, что обязательно нужно увеличить срок подготовки водителей, особенно профессиональных. Больше должно быть часов практического вождения по улицам города. Возможно, стоит расширить практику работы с психологами. С учениками важно обсуждать и отрабатывать действия в сложных ситуациях, возникающих на дорогах. Как у пилотов – до автоматизма. Ещё один важный вопрос – выпускные экзамены и получение водительских удостоверений. Что скрывать, в ГИБДД принимают экзамен по вождению рядовые сотрудники. А должен быть специалист с высшим образованием. По большому счёту, экзаменовать должна школа. Как и везде, ведь именно вузы ведут аттестацию своих студентов. Просто надо выработать для этого чёткие правила. Возможно, тогда и коррупция исчезнет. Сегодня она в этой сфере, к сожалению, имеет место.


Вадим Горбунов, зам. начальника надзора УГИБДД УМВД России по Югре:

– Есть проблемы, связанные с обучением водителей. Порой педагоги формально относятся к своему делу, а иногда ученики не стремятся знать правила на зубок.

Многое зависит от состояния автодромов. В Урае автодром не соответствовал нормам и мы прекратили приём экзаменов на вождение до устранения недостатков.

Методика обучения страдает. Советую молодым серьёзно отнестись к обучению и сдаче экзаменов на право вождения. Ведь от правильных действий водителя зависят жизнь и здоровье других участников дорожного движения. Счастливого пути и безаварийных дорог!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах