Примерное время чтения: 3 минуты
195

Берегись электросамоката. Владельцы дорожных гаджетов ездят без правил

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ-Югра 14/07/2021
Говорят, дорожных гаджетов скоро станет больше, чем автомобилей
Говорят, дорожных гаджетов скоро станет больше, чем автомобилей / Арсений Костерин / АиФ

С начала года в России почти на 200% увеличилось число ДТП с участием электросамокатов, гироскутеров, моноколёс, сигвеев… Есть погибшие и раненые. Югра пополняет печальную статистику – в округе бум электроустройств. Для того чтобы ими управлять, водительское удостоверение не требуется. Но при этом дорожные гаджеты могут развивать скорость до 100 километров в час. Аварии с участием велосипедов тоже не редкость.

Тротуар – для пешеходов

В Сургуте велосипедист врезался в такси. К счастью, автомобиль двигался медленно, и подросток получил лишь травму ноги. В Нижневартовске несовершеннолетний велосипедист не доехал несколько метров до пешеходного перехода и выскочил на дорогу перед движущимся автомобилем. Результат – травма. Случаи, когда дети неожиданно выезжали на велосипедах на дорогу перед движущимся транспортом, зафиксированы в Мегионе, Пыть-Яхе, Ханты-Мансийске… В этом году в округе произошло уже 2 ДТП с участием электросамокатов и 15 – с велосипедистами. У пешеходов к водителям дорожных гаджетов нареканий много. «Открылись пункты проката электросамокатов, гироскутеров, и людей просто сбивают на тротуарах. Водители этой техники, и велосипедисты, кстати, тоже, подъезжают сзади неслышно, на большой скорости, пугают пешеходов. Неужели так сложно просигналить, как это делают в больших городах?» –спрашивает Анна Самохина из Ханты-Мансийска. «Люди не слышат друг друга. Как обязать пешеходов снимать наушники?» – задаёт встречный вопрос велосипедист Валерий Рогозин и отмечает, что велосипедная культура в округе за последнее время очень подросла.  Кстати, велосипед – это полноценное транспортное средство, и ездить на нём по тротуарам разрешено только детям до 14 лет. А перед тем, как пересечь перекрёсток, велосипедист обязан спешиться. «Если он это сделает, то получит статус пешехода, и ему предоставят преимущество в переходе», – объясняет начальник отделения исполнения административного законодательства УГИБДД УМВД России по Югре Евгений Буцилин.

Проблема в голове

Если с обычными велосипедами всё более-менее понятно, то велосипеды, самокаты и другие индивидуальные средства передвижения, оснащённые электродвигателями, до сих пор не выделены в отдельную категорию участников дорожного движения. «Если электросамокат может разгоняться более 30-40 км в час, то на него должны распространяться правила как на мопеды, включая требование наличия водительского удостоверения», – считает руководитель рабочей группы ОНФ Пётр Шкуматов. Минтранс и МВД предложили ограничить скорость электросамокатов, гироскутеров и т.д. до 20 км в час и ввести штрафы за нарушение ПДД. Предложений много, но воз и ныне там.

Средство, которое движется со скоростью 40-50 км в час, опасно в первую очередь для его водителя

Эксперты обращают внимание на то, что с мопедами и скутерами в своё время была подобная ситуация. «В конечном итоге законодатель объяснил, что такое мопед, и разрешил управлять им только при наличии водительского удостоверения. И на дорогах стал порядок. Думаю, что в ближайшее время будет урегулирован вопрос и по отношению к дорожным гаджетам», – рассуждает Евгений Буцилин. «Менять надо не закон, а мышление. Надо понимать, что средство, которое движется со скоростью 40-50 км в час, опасно в первую очередь для его водителя. Он едет по дороге, но правил-то не знает...» – говорит Валерий Рогозин.

Едет как хочет?

Электросамокат по своим техническим характеристикам уже превзошёл скутер, а значит, человек, который им управляет, – источник повышенной опасности. Но де-юре водители самокатов приравниваются к пешеходам. Это позволяет им уходить от ответственности при несчастных случаях. А ещё это усложняет практику применения ст. 1079 Гражданского кодекса. По закону человек, пострадавший от столкновения со средством повышенной опасности, имеет право на возмещение вреда здоровью и жизни независимо от того, был виноват водитель или нет. Пока законодатели взвешивают все нюансы, сотрудникам Госавтоинспекции приходится вести разъяснительную работу, лекции и практические занятия в школах. Ведь главное, чтобы лето было безопасным…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах