В Югре после трехлетнего перерыва состоялся фестиваль технических видов спорта CarFest 2022. На протяжении двух дней югорчане соревновались по мощности автозвука, в гонках (дрэг-рейсинге), в бернауте (пробуксовке), джипы преодолевали бездорожье в трофи-рейдах, пилоты показывали навыки управляемого заноса, дрифта.
«В этом году четвертый по счету фестиваль проводим на взлетной полосе аэропорта Нефтеюганска, – рассказал президент РОО Федерация автомобильного спорта и председатель «Клуба 4х4» Радик Ахматзанов. – В начале первого дня определяют победителя среди участников по автозвуку. Затем на «взлетке» открывается трасса дрэг-рейсинга, и стартует этап официальных соревнований Югры по трофи-рейдам, автовыставка работает весь день. И у нас появилось новое направление бернаут, в нем еще мало участников, делаем его пока в тестовом режиме. В плане второго дня: соревнования по дрифту».
На огневом рубеже
Рев двигателей, звучание басов аудиосистем, запах резины и выхлопа: на огромной территории, будто сотни зрителей выстроились вдоль автомобильных трасс. Судьи на своих местах, соревнования начинаются. И трофи-рейды являются одним из сложных видов автоспорта.
«На фестивале CarFest участвуют почти все известные классы в этом виде: ТРС (стандарт), ТР1 (гражданский тюнинг), ТР2 (подготовленные внедорожники), класс «Абсолют», это автомобиль свободной конструкции для бездорожья, соревнуются они по очереди, – разъяснил Александр Сергеев из внедорожного клуба «Штурмовик» (Сургут), комиссар по безопасности в дисциплине трофи-рейды. –Стартуют по две-три машины, за 15 минут им предстоит пройти пять кругов, и пилот еще должен поразить 5 мишеней. На трассе создан огневой рубеж, как в биатлоне, но только винтовка находится на рубеже, а не у водителя. Участник должен выйти из кабины джипа, обязательно поразить мишень, вернуться на круг. Побеждает тот, кто поразил все мишени и не нарушил правил прохождения трассы: не сошел с круга и так далее».
Кроме этого, есть второй участок трассы по GPS-ориентированию, который пилоты проходят за 13 часов с обязательным заездом в базовый лагерь на отдых – именно этот этап попадает в зачет официального чемпионата Югры по трофи-рейдам.
Другие правила
На таких состязаниях эмоций обычно много, но самыми зрелищными, безусловно, можно назвать соревнования по дрэг-рейсингу. Там собрались судьи и участники из разных городов и регионов.
«В дрэг-рейсинге протяженность прямой трассы составляет 402 м 33 см (1/4 мили), после стартовой линии расположена зона ускорения, далее идет зона торможения, и две машины соревнуются между собой на скорость, у них есть несколько попыток, – пояснил правила Сергей Грабчак, судья второй категории из Нефтеюганска. – В этом году у нас изменились правила: если раньше отбор участников в пары происходил строго по техническим характеристикам автомобилей, то на этот раз все определяется на трассе во время предварительного заезда. За три года техника далеко продвинулась, и пилоты часто сами не знают своей скорости».
Действительно, результаты иногда бывали для них непредсказуемыми:
«Не ожидал, что так быстро проеду, снял сиденья и убрал запаску, получилось на 2 десятых секунды быстрее, допустимое время в этом классе 13-13,999 секунд, – делится впечатлениями Анатолий Погодин, автомеханик из Пойковского. – Опыт есть, но на официальных соревнованиях участвуем впервые: мы команда, решили испытать себя, приехали на своих повседневных машинах. К примеру, у меня семейный автомобиль Volkswagen Touareg с дизельным двигателем. Здесь любой может победить: зависит от знаний, умений, реакции, удачи… и надо свою автомашину знать хорошо. В этом году впервые распределение классов между участниками происходило по времени. И такая классификация привлекает больше внимания, соревнования становятся более зрелищными».