Попытка модернизации системы общественного транспорта в крупнейшем городе Югры оказалась неудавшейся, а израсходованные на неё средства были потрачены неэффективно. К такому неутешительному выводу пришла контрольно-счётная палата Сургута. Подробности – в материале ugra.aif.ru.
150 жалоб в неделю
У жителей города обнародованный результат проверки удивления не вызвал. То, что «автобусная реформа», как её называют сургутяне, стала большим провалом администрации, говорили ещё на старте. Но бывший глава Сургута Андрей Филатов уверял, что город нуждается в масштабной и дорогостоящей модернизации транспортной сети.
«Город вырос, изменилась его территориальная структура, в связи с этим изменение сети пассажирских перевозок является неизбежным и крайне необходимым. Альтернативы этому нет», – писал градоначальник в соцсетях.
Новая транспортная схема должна была связать новые микрорайоны города с его центром, а кроме того, сделать пассажирские перевозки рентабельными и вывести из кризиса муниципальное предприятие СПОПАТ.
Собранная из разных городов «команда Филатова» привлекла к разработке новой схемы иногороднюю компанию «ОТСлаб» из Санкт-Петербурга. Подрядчики, никогда не бывавшие в Сургуте и не имевшие, как выяснилось позже, опыта подобной работы, тут же предложили сократить количество маршрутов, дублирующих друг друга, и сделать несколько пересадочных узлов. Такая схема неплохо работает в северной столице с её разветвлённой сетью метро. Но в сибирском городе с одним видом транспорта чуда не случилось.
Сразу после внедрения новой маршрутной сети люди забросали администрацию жалобами.
«Раньше я добиралась до поликлиники за 20 минут, тут три квартала. Сейчас оставили только один маршрут, но он идёт по кругу. То есть я объезжаю полгорода и только тогда подъезжаю к поликлинике. На дорогу уходит полтора часа. Это же издевательство!» – жалуется пенсионерка Нина Трифонова. Руководители детских творческих студий и спортивных секций заметили: многие дети перестали ходить на занятия из-за изменения автобусных маршрутов. Даже продавцы крупных торгово-развлекательных центров обратили внимание на снижение числа покупателей.
Чиновники обращения граждан игнорировали, уверяя с трибун, что недовольных реформой – капля в море. А тем временем горожане достучались до правительства округа. Замгубернатора Азат Ислаев поведал, что каждую неделю получает по 150 жалоб от сургутян на работу общественного транспорта.
В итоге под нажимом вышестоящего начальства в маршрутной сети были сделаны кое-какие косметические изменения. Но радикально ситуацию они не изменили. Единственный муниципальный перевозчик СПОПАТ как был в долгах, так и остался. И снова запросил финансовой помощи из бюджета города.
Депутаты Думы Сургута удивились такому неожиданному эффекту от модернизации, а специалисты контрольно-счётной палаты (КСП) приступили к проверке.
За что заплатили?
Прежде всего проверили контракты, которые были оплачены из городского бюджета. «Бюджетные средства на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка экономической модели регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городе Сургуте с проведением инструментального обследования пассажирских потоков на муниципальных маршрутах регулярных перевозок» в размере 17 000 000,00 рублей использованы МКУ «ДДТ и ЖКК» неэффективно», – сказано в заключении контрольно-счётной палаты.
Специалисты КСП подчеркнули, что основная задача реформы – создание маршрутной сети, удобной для пассажиров и экономически выгодной для перевозчиков, так и не была решена.
Результаты своей проверки аудиторы КСП направили в думу города, администрацию Сургута и городскую прокуратуру. Предстоит решить, что делать дальше? С кого и как взыскивать растраченные понапрасну бюджетные средства, если все инициаторы транспортной реформы уже покинули свои посты в администрации? Или в итоге всё закончится мемом из комедийного телешоу: «Понять и простить»?
Комментарий
Владимир Болотов, депутат Думы города Сургута:
– Работа по формированию новой маршрутной сети не привела к созданию маршрутов, оптимальных по загрузке. Есть ошибки в расчётах пассажиропотока, которые приводят к неравномерному распределению пассажиров и провалам в загрузке автобусов. Поставленная цель не была достигнута.