Более 30 нарушителей в день – таковы результаты рейдов окружной Госавтоинспекции по проверке водителей легковых такси. По статистике, таксисты попадают в ДТП в семь раз чаще, чем остальные владельцы автотранспорта.
Только для граждан РФ
«Вызвала такси через приложение. Сажусь. Водитель по-русски говорит плохо, просит меня: «Если Гаи остановит, скажешь, что ты моя знакомая, а я тебя просто так подвожу». Хотела сразу выйти из машины, но торопилась очень. Получается, он без разрешения работает. Страшно с такими ездить», – рассказала сургутянка Наталья Кузнецова. Её ситуация не единична.
Отсутствие разрешения на работу в такси – одно из самых распространённых нарушений, которые фиксируют сотрудники Госавтоинспекции во время рейдов. С начала года только в Ханты-Мансийском районе полицейские выявили свыше 160 подобных случаев. «Проводим беседу с пассажиром. Спрашиваем, с какой целью он находится в автомобиле и как хорошо знает водителя. Пассажир чаще всего поясняет, что заказал такси по мобильному приложению или телефону. На основании этого занимаемся с водителем», – пояснил командир взвода ДПС Максим Кисиленко.
Как правило, необходимых документов нет у мигрантов – в Югре принят запрет на их работу в сфере пассажирских перевозок. Вот им и приходится хитрить.
«Для некоторых мигрантов такси – единственный способ с первого дня приезда в город зарабатывать деньги на жизнь. Российское водительское удостоверение некоторые из них покупают. Но не всех же останавливают, кто-то так и ездит. Пассажиры тоже не спрашивают, есть ли права, – водитель же по вызову приехал, через приложение, значит, должен документы иметь. Ездить с такими таксистами действительно опасно – они часто превышают скорость, чтобы взять и отработать как можно больше заказов», – говорит таксист из Ханты-Мансийска Сергей.
При этом совершенно не важно, поймал пассажир машину на дороге или вызвал через официальный агрегатор. Мобильное приложение не гарантия, что у таксиста в порядке весь пакет необходимых документов и он действительно профессионал.
Невыполнимые требования
С 1 сентября вступили в силу поправки в федеральный закон о такси, которые вводят более жёсткие требования к перевозчикам пассажиров. Так, теперь водитель должен иметь не только полис ОСАГО, но и полис обязательного страхования ответственности перевозчика (ОСГОП). Такую страховку в обязательном порядке оформляют владельцы автобусов. «Учитывая, что 40% таксистов не страхуются даже по ОСАГО, трудно предположить, что они застрахуются по новому виду страхования», – отмечают эксперты из Союза пользователей цифровых платформ.
Для крупных таксопарков организовать всё это не проблема. Но в регионах большинство таксистов самозанятые.
«Никаких изменений с 1 сентября я не заметил. Ни в какой реестр не вставал. Как ездил, так и езжу. Медкомиссию каждый день не прохожу. Это нереальное требование. Медики в медкомиссии работают в лучшем случае с семи утра, а самолёт из Москвы прилетает в пять. И что мне делать, если нужно отвезти домой пассажира?» – рассуждает таксист Сергей.
У водителей, по мнению экспертов, остаётся два варианта: либо ездить на свой страх и риск до первой проверки ГАИ, либо уходить из такси.
Новоявленный «извозчик» должен иметь путевой лист и ежедневно проходить медицинский и технический осмотры.
Комментарий
Ирина Зарипова, руководитель общественного совета по развитию такси:
– Многие таксопарки и самозанятые водители такси рассматривают возможность работать в нелегальном поле. В ближайшее время в России начнут появляться дешёвые услуги пассажирских перевозок, а цены будут снижены за счёт отказа от услуг агрегаторов. Заказы водители будут получать через мессенджеры и чаты. Однако безопасность пассажиров в этом случае никто не сможет гарантировать.
Цифры
По данным агрегаторов, в России в такси работает 2,5 млн человек. Из них 1,5 млн – самозанятые водители, ещё 1 млн сотрудничает с таксопарками. На 1 сентября разрешение на работу в такси оформили 25% водителей. Большая часть таксистов – 75% – работает нелегально.