Примерное время чтения: 4 минуты
1790

Тавда, да не та… Получат ли жители западной части округа дорогу на Урал?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АИФ-Югра 02/06/2021
Дорога позволит жителям Урая, Нягани и Кондинского района почти в два раза сократить путь до Тюмени
Дорога позволит жителям Урая, Нягани и Кондинского района почти в два раза сократить путь до Тюмени ОТРК Югра

В редакцию «АиФ-Югра» обратился житель Кондинского района с вопросом, когда же будет достроена автомобильная дорога, соединяющая округ с селом Нижняя Тавда Тюменской области? 15 лет назад власти анонсировали, что важный транспортный узел, который так необходим двум регионам, появится в обозримом будущем.

Но на дворе 2021 год, а капитальной асфальтной дороги до сих пор нет.

Сложные болота

Для начала выясним, почему эта артерия так важна для жителей округа. На юге Югры есть небольшой посёлок Куминский. Это последний населённый пункт нашего региона, расположенный в Кондинском районе близ границы с Тюменской областью. Сегодня в нём проживает около трех тысяч человек. До недавнего времени с Большой землёй это поселение связывала только железная дорога, которая вела в Свердловскую область.

В середине нулевых власти задумали пустить большой транспортный коридор, соединяющий Югру и Ямал с Тюменской областью (селом Нижняя Тавда), именно через Куминский.

«Современная удобная дорога – вопрос не только комфорта, но и жизненной необходимости. Без соединения с транспортной сетью России перспективы экономического развития изолированных районов стремятся к нулю. У жителей не хватает товаров повседневного спроса, нет нормальной медицины. В случае форс-мажора доставить человека в больницу можно только вертолётом», – объясняет генеральный директор дорожно-строительной компании «Автобан» Алексей Андреев.

И со своей стороны округ обещание выполнил – в прошлом году Куминский получил новую дорогу, по которой теперь можно добраться до Междуреченского. Осталось проложить участок до Нижней Тавды.

Но Тюменская область, начавшая строительство трассы, пять лет назад изменила своё решение. Тогда регионом руководил Владимир Якушев. Он объяснил, что дорогу, которая проходит через леса и болота, строить экономически нецелесообразно, к тому же в 2005 году, когда задумывался проект, у регионов была совсем другая экономическая ситуация. Тогда же он привёл данные управления автомобильных дорог, которое пришло к выводу, что «…прокладывать трассу в Куминских болотах будет невероятно сложно».

Став министром строительства и ЖКХ России, будущий полпред президента РФ в УрФО Якушев поддержал другой масштабный проект региона – глобальную реконструкцию автомагистрали Тюмень – Тобольск, которая сейчас идёт ударными темпами.

Что же с Куминским?

У нашей истории появился альтернативный сценарий: построить дорогу от границы Югры не до Нижней Тавды Тюменской области, а до города Тавда, который географически находится на территории области Свердловской. В департаменте дорожного хозяйства и транспорта округа нам подтвердили, что два года назад между нашим регионом и Свердловской областью действительно было заключено соглашение о строительстве такой транспортной артерии. Сейчас идёт разработка проектной документации. В ведомстве пояснили, что строительство планируется начать в 2024 году, а завершить – в 2030-м. Стоимость дороги ориентировочно составит 12 млрд рублей.

Стоит ли овчинка выделки? Житель Югорска Евгений Усольцев больше семи лет пользуется автодорогой Нижняя Тавда – Куминский, чтобы ездить в Тюмень за строительными материалами. Правда, делает он это исключительно в зимний период. «Было бы, конечно, здорово, если бы трасса появилась. Это сократит нам, жителям юго-запада округа, дорогу на Большую землю на 400-500 км. А верхняя Тавда или Нижняя – для обывателя большой разницы нет. От свердловской Тавды до тюменской есть круглогодичная дорога хорошего качества, а расстояние – 87 км», –рассказывает югорчанин.

По его словам, такое же расстояние по зимней автодороге от Куминского до Тавды. «Если дорога появится, то из Урая, например, можно будет добраться в Тюмень, проехав всего 500 км, а сейчас это 1100 км», – уточняет он.

«Нет поводов сомневаться»

Часть дороги со своей стороны должны построить наши соседи.  «Строительство трассы от Куминского до Свердловской области куда более реально, чем до Тюменской через болота. Там строительство обойдётся в разы дороже. Здесь же протяжённость участка до границ нашей области составляет 25 километров. Аналогично не хватает с их стороны до Югры. Кроме того, им необходимо будет реконструировать 40 километров от Карабашки до Тавды. Артерия пойдёт вдоль железной дороги, поэтому лично я не вижу поводов сомневаться в успешности проекта», – объясняет директор департамента дорожного хозяйства Югры Константин Гребешок.

От Куминского до границы региона – 25 км. Остальные 67 км должна взять на себя Свердловская область.

Позитивный опыт взаимодействия Югры и Свердловской области в плане строительства дорог есть. Достаточно вспомнить участок трассы Ивдель – Советский, который несколько лет назад был введён в эксплуатацию. Правда, тогда мы тоже ждали соседей. Подождём и на этот раз…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах