Первые самокаты появились на улицах городов лет шесть-семь назад. Власти и силовики поначалу не обратили на них внимания: детская, мол, забава. Но на деле всё оказалось серьёзнее. Электросамокаты, они же СИМ (средства индивидуальной мобильности), всё увереннее заявляют о своих претензиях на часть общественного пространства.
Проще запретить?
Этим видом транспорта пользуются дети, чтобы просто покататься. Курьеры, взрослые ездят на работу и по делам, берут напрокат. СИМ легко купить, не надо обслуживать, один километр пробега на нём обходится меньше 15 копеек. Хранить самокат можно в обычной квартире, а при наличии в доме лифта проблем с доставкой СИМ до своей двери вообще нет. И главное – при мощности аппарата до 250 ватт не нужно удостоверение на право управления, возрастные ограничения отсутствуют! В итоге только в Сургуте число самокатов в каршеринге - около 2 тысяч.
В некоторых городах принимают решительные меры. В Благовещенске и Елабуге самокаты запретили полностью. В Москве, Санкт-Петербурге, Геленджике, Сочи определили зоны, где движение на СИМ запрещено. Владельцам СИМ, особенно тем, кто страдает болезнями органов дыхания, кардиозаболеваниями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, уже трудно от них отказаться. Для них нежданно распахнулась дверь в социум, который ранее был малодоступен.
«Я по большому счету могу их запретить, – пояснил глава Сургута Максим Слепов. – Но эти средства уже очень популярны. И во всем мире вопрос с СИМ не отрегулирован. В РФ поставлена задача до 2030 года всем регионам подготовить для них инфраструктуру. Теперь надо подумать, как её можно реализовать».
Придётся договариваться
С 1 марта 2023 года начали действовать изменения в ПДД, которые прописывают требования к водителям СИМ. В апреле прошлого года Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ предложил максимально развести СИМ с пешеходным и автомобильным потоками, обязать несовершеннолетних использовать защитную экипировку и светоотражающие элементы.
Главная работа ляжет на муниципалитеты. Надо вписать растущее число СИМ в действующие транспортные потоки, выделить для них полосы движения – а это часто нереально. Решение проблемы осложняет дефицит финансов. И вряд ли сейчас кто-то сможет назвать сумму, необходимую на эти цели.
Пока суд да дело, оптимисты рекомендуют участникам дорожного движения – пешеходам, водителям и самокатчикам – с пониманием относиться к той ситуации, в которой все они внезапно оказались.
Комментарий
Любовь Медведева, начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД России по ХМАО-Югре:
– Инспекторы ГИБДД регулярно, начиная с детского сада, а потом и в школах проводят с детьми занятия по этой тематике. Надо отметить, что водители СИМ не всегда виноваты в ДТП. К примеру, за 1 полугодие 2024 года было зарегистрировано 11 ДТП с участием СИМ, в которых 11 человек получили травмы. За 1 полугодие 2025 года зарегистрировано 14 ДТП с участием СИМ, пострадало 15 человек. В прошлом году виновниками ДТП водители СИМ были признаны в 9 случаях, в нынешнем – в семи.