Примерное время чтения: 7 минут
319

Дневник немца в Сибири: Художественные произведения и женщины

«…Остяки и самоеды умеют делать истинно художественные произведения»

Как ни искусны самоеды и, особенно, остяки в деревянных изделиях (на верхней Оби вся домашняя утварь русских изготовлена остяками), но никогда не видал я их занимающимися кузнечным мастерством. Кастрен уверяет, что они сами куют наконечники стрел и необходимые для ремесленника железные инструменты. Это относится к остякам, живущим по среднему течению Оби; живущие же по нижнему течению кузнечного дела не знают.

Поляков полагает, что остяки умели обрабатывать железо ещё до прибытия русских. Глиняная посуда встречается у туземцев очень редко, и, как я убедился на опыте, делать её они не умеют, причиной чему сама тундра. Только однажды, на обратном пути из Подараты возле уединённого тундряного озера нашёл я черепки настоящего горшка, которые профессор Вирхов нашёл достойными снятия с них слепков. Поляков добыл несомненные доказательства того, что в прежнее время остяки умели обрабатывать глину. Но «глиняных идолов», о которых упоминает Кон, нигде не встречается.

Кто увидал бы грубо сделанных топором идолов, тот не поверил бы, что остяки и самоеды умеют делать истинно художественные произведения. Костыльки и украшения для оленьей упряжи, изготовляемые из ножных костей, сделаны не только чисто и аккуратно, но иногда изящно и с большим вкусом. В обработке слоновой кости обитатели Оби стоят ниже обитателей Енисея, именно долганов и якутов, и мне никогда не приводилось видеть прекрасных трубок из мамонтовой кости, какие изображены у Миддендорфа… Но другие привезённые мною вещи свидетельствуют о прилежании и терпении, и заслуживают названия художественных произведений, особенно, если принять во внимание, какими несовершенными инструментами были сделаны. Сюда принадлежал, например, кусок оленьего рога, выделанный из целого, заключающий в себе вертящийся колышек, в высшей степени практичный и удобный для привязывания собак и лисиц; также вырезанная из куска дерева цепь из пяти звеньев, на которую вешают колыбель (по-остяцки – лейди-юх).

Женские вёсла (по-остяцки – ние-лоп) с проделанным вверху отверстием, в которое вкладывается поперечный колышек, гремящий при гребле, могут служить доказательством того, что остяк умеет также приносить жертвы своим возлюбленным. На этих вёслах иногда начерчен крест, что также встречается в виде украшения на берестяных бураках (по-остяцки – сон, для воды – йингель), и форма его не заимствована от русских. Вообще, по тщательном сравнении русских орнаментных украшений я убедился в том, что прекрасные рисунки туземцев принадлежат им самим. Рисунки эти по преимуществу изображаются на берестяной посуде или на вышивках, вообще на женских работах. О красоте и художественности этих работ, которым удивляется и Миддендорф, я уже упоминал выше, говорил также о бодрости и трудолюбии остяцких и самоедских женщин, которые во многих отношениях обладают большою ловкостью. Их превосходный способ выделки кож с помощью мозга и яичного желтка приведён в Политехническом журнале Динглера в качестве нового изобретения; их циновки, сплетённые из жёсткой травы (по-остяцки – пецланг), иногда представляющие чёрные рисунки, получаемые посредством кипячения в ивовой коре, – все эти замечательные работы принадлежат остякам.

Вах. 1913 г. Глядя на эту фотографию хантов, вспоминаешь, что и русское слово «супруги» обозначает «в одной упряжи» Фото: АиФ / Яков Яковлев

Положение остяцких и самоедских женщин

Что касается положения остяцких и самоедских женщин, то, конечно, нельзя отрицать, что положение это подчинённое и что, как у всех первобытных народов, женщина наиболее обременена работой. Тем не менее, описания, подобные описаниям Кострова, изображают положение это в чересчур чёрном цвете и вводят в заблуждение : «Грязная, заваленная работой женщина, которая ведёт рабскую жизнь, за что её презирают, бьют, убивают (по словам Кастрена, остяк забивает свою жену до смерти, самоед свою даже съедает), должна работать как лошадь; добродетельна ли она или порочна – всё равно, с нею обращаются одинаково. На её руках весь дом, и вся её заслуга и главная обязанность состоит в попечениях о потомстве».

Что касается «побоев до смерти и съедения», то статистика убийств совершенно опровергает это, и все эти обвинения ни что иное, как клевета на нравственность и характер целого племени, клевета, основанная на случае, рассказанном Кастреном, в котором дело идёт о поступке сумасшедшего. Другой случай, также сообщаемый Кастреном…, имел место у обрусевших, но грубых остяков на Иртыше, и составляет исключение, также как упоминаемый Поляковым пример из жизни обдорских остяков.

Совершенно несправедливо обращать исключение в общее правило, даже если Кастрен… и справедливо говорит о дурном обращении с остячками на Иртыше. По моим наблюдениям, подтверждаемым Миддендорфом…, остяцкие и самоедские женщины по нижнему течению Оби не подвергаются дурному обращению, а что они в домашних и семейных делах имеют даже голос, это доказали нам жена Зыкова и мадам Занда. Много раз видел я женщин, обедавших вместе с мужчинами и присутствовавших на представлениях шаманов. Жена Мамруна сопровождала его в гости.

Миддендорф сообщает подобные примеры между самоедами…. Правда, что в некотором отношении женщина считается нечистой…, и относительно её имеется много предрассудков. По словам Шренка и Миддендорфа, женщины не могут участвовать на некоторых религиозных торжествах и считается дурным предзнаменованием, если женщина пересекла следы саней и т.д. Но и у нас во многих вещах мужчины составляют исключение, и наши охотники при выходе на охоту считают встречу старой женщины нехорошей приметой. После этого нечего и сравнивать суеверие сибирского крестьянина с суеверием остяков.

Что женщина не считается вообще нечистым существом, как это говорит Зуев…, видно уже из того, что она является действующим лицом в мифологи остяков и самоедов, из того, что её хоронят с почётом, что она участвует при служении шамана и в религиозных торжествах, противно мнению Кастрена и Ковальского… Что же касается обременения её работой, то и это не совсем справедливо; напротив, труд у них распределён довольно равномерно между обоими полами, и мужчинам вовсе не приходится тунеядствовать, подобно нашим предкам. Кто знает положение наших низших сословий и кто видел, как мучатся наши женщины в бедных местностях, того нисколько не удивит труд жительниц Оби. И, конечно, в обоих случаях невозможно сравнивать этих тружениц со светскими дамами, играющими на фортепьяно, читающими романы и занимающимися нарядами.

Остяк, также как самоед, имеет одну жену, которая служит ему как для работы, так и для рождения детей. В том и другом случае она составляет для него настоящее сокровище, увеличивающее его благосостояние. Мы видели, как муж и жена нежно целовали друг друга, правда, будучи немножко навеселе, так как в противном случае они бы стеснялись обнаруживать при нас свои чувства. Вообще эти люди чрезвычайно стыдливы, особенно женщины. Мы никогда не видали, чтоб мужчины позволили себе что-либо неприличное или какую-нибудь двусмысленную вольность.

Продолжение истории, а также записки иностранцев в Сибири читайте каждый вторник в рубрике «ИНОСТРАНЦЫ О ЮГРЕ И ЮГОРЧАНАХ».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах