Аргументы и Факты
ugra.aif.ru
16+
Югра
Аргументы и Факты
ugra.aif.ru
16+
Югра
Примерное время чтения: 7 минут
40

«Белый шаман» и самый простой художник. Какой видели Югру Игошев и Райшев

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 49. АиФ-Югра 03/12/2025
Владимир Игошев выезжал на стойбища и знакомился с героями будущих картин. «У таёжной избушки» — результат таких поездок.
Владимир Игошев выезжал на стойбища и знакомился с героями будущих картин. «У таёжной избушки» — результат таких поездок. Государственный художественный музей Югры

Ханты-Мансийск ещё лет двадцать назад прозвали маленькой Швейцарией за особый уют и архитектуру.  Жители и гости города особо выделяют два дома, фасады которых украшает великолепная мозаика: музей народного художника Владимира Игошева и галерею-мастерскую Геннадия Райшева. Они жили и творили в одном городе, на одной земле и в красках показали Югру всему миру…

Уходящий Север

«Владимир Игошев приехал в наш округ в 1954 году и в течение 43 лет писал портреты представителей северных народов, большие сюжетные работы, пейзажи. Он писал уходящий север, он писал историю», — рассказывает ugra.aif.ru специалист по экспозиционной и выставочной деятельности филиала Государственного художественного музея «Дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева» Людмила Коробатова.

Владимир Игошев
Владимир Игошев Фото: Государственный художественный музей Югры

Она знала Владимира Игошева лично. Вспоминает, что перед тем, как написать портрет человека, художник знакомился с ним, изучал его характер и лишь потом приступал к работе. В телерадиокомпании «Югра» сохранились кадры с интервью, где художник рассказывает о себе и своих творениях. «Меня не прельщает чисто экзотическая сторона. Главной для меня всегда была душа человека», – признаётся с экрана Владимир Игошев. Он считал, что настоящая картина – это как справочник, в котором раскрывается большой внутренний мир человека. И если этот мир любитель живописи видит и понимает, значит, художник состоялся.

Владимир Игошев не раз останавливался на стойбищах в поисках героев. Относились к нему не всегда приветливо. Чаще воспринимали как чужака — Югра не была его родиной. В северную тематику художник погружался постепенно, знакомясь с незнакомым ему миром. Вот как вспоминал Игошев один из визитов на стойбище: «Меня брала оторопь. Они сильные, здоровые такие, мужчины в малицах. А что у них на уме, я откуда знаю? Они ведь ходят, ножи у них...  А они меня просто стеснялись и боялись. Потом признались, что думали, что я начфин». Благодаря таланту общения Игошев располагал к себе людей. И вот уже бывшего чужака называли «белым шаманом», добрым волшебником и начинали доверять ему свои тайны. Раскрывая необыкновенный мир северных народов, художник постепенно менял и свою манеру письма: от социалистического реализма к импрессионизму. «У Владимира Александровича, когда он приехал на Север, даже палитра была совершенно другая. Яркая, сочная, наполненная. А с течением времени он испытал влияние северного сурового стиля. Чем старше он становился, тем спокойнее становились тона. Он больше всего придерживался охры, сиены, умбры», — продолжает рассказ Людмила Коробатова.

Как человек, не рождённый на Севере, Владимир Игошев подмечал всё самое необычное, удивительное, важное и эмоциональное. За свою жизнь он собрал удивительную коллекцию предметов, которые привозил из своих многочисленных поездок. «Есть сумочка очень интересная. У неё несколько названий: тучан, тучанг, туча. У каждой северной девушки, женщины есть такая. В ней заключается весь её мир. Она растёт и в сумочку эту складывает всё самое дорогое. Даже просто по лесу шла, пёрышко красивое нашла — в сумочку положила. Бисер, ткани, кусочки шкур...  Самое главное, что никто туда не может посмотреть. Это только её мир. Девочка становится девушкой, замуж выходит, рожает детей, высушивает пуповинки каждого, заматывает в красивую красную тряпочку. Когда женщина, уже пройдя свой путь, умирает, ей в изголовье кладут сумочку, — поясняет Людмила Коробатова. — Владимир Александрович был поражён настолько, что изобразил эту сумочку на «Мансийском натюрморте». На многих картинах появляется эта сумочка почти без изменения узора на ней».

В Ханты-Мансийске в доме-музее хранится 107 картин народного художника. Более 250 работ находится в музеях бывшего Советского Союза. Можно познакомиться с творчеством Владимира Игошева в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Его персональные выставки проходили во Вьетнаме, Индии, Венгрии, Греции, Италии, Японии — так большой мир узнавал о маленькой, но такой важной для всех Югре.

«Образы интереснее…»

Если Владимир Игошев говорил на языке реализма, то Геннадий Райшев — на языке символов. Он родился в деревне Сивохребт, которая находится рядом с местом слияния рек Салым и Обь в Ханты-Мансийском районе.  Именно эти места вдохновляли Геннадия Степановича всю его жизнь. Мама была русской, папа — ханты. Художник хорошо знал фольклор этих народов. И если Владимир Игошев, рисуя, старался тщательно прорисовывать лицо и руки своих героев, Геннадий Райшев рисовал мир и воспринимал себя в этом мире через пространство. Картины мастера отличают яркие чистые цвета.

Геннадий Райшев
Геннадий Райшев Фото: АиФ-Югра/ Екатерина Лосецкая

Героями его работ были земляки, представители коренных народов Севера. Но видел он их по-другому. «Образ живой природы и людей гораздо интереснее. Изобразить то, что у нас внутри, ту память и то впечатление сложнее, — говорил сам Геннадий Степанович. – Я самый простой художник. Самый понятный. Я говорю так уверенно, потому что дети абсолютно понимают то, что я делаю. Потому что не замусорена у них голова ещё. Они понимают правильно и ясно живую картину и живого человека».

Геннадий Райшев хотел быть художником с детства. Шёл к этому целенаправленно, преодолевая все сложности. Работал быстро: за день мог написать до семи картин. В фондах галереи-мастерской хранится чуть более трёх тысяч работ. Но их гораздо больше, и представлены они по всему Урало-Сибирскому региону. Есть картины Геннадия Райшева и в Государственной Третьяковской галерее.

«Его выставки проходили и в Будапеште, в Венгрии, во Франции, в штаб-квартире ЮНЕСКО, — рассказывает заведующая филиалом Государственного художественного музея «Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева» Мария Краснопёрова. — Райшев — это не только наш югорский художник, это уже художник мирового уровня. Он показал Югру многоликой. Она разная. У нас огромная территория, большое количество людей, огромные богатства. И всё это художник сумел донести через свои монументальные полотна. Если мы посмотрим на фасад нашего здания, галереи, мы увидим монументальное панно «Моя Сибирь» или «Пространство Сибири» в интерпретации Райшева, как он её сам назвал. Это наши бескрайние таёжные леса, огромные километры дорог, соединяющие города и соединяющие людей. Райшев показал масштаб и величину нашей любимой Югры. Значимость его работ лично для меня в том, что он учит нас чувствовать очень искренне, как это чувствуют дети: без лишних шаблонов и штампов».

Творчество Геннадия Райшева повлияло на всё художественное развитие Югры.

Рассуждая о том, насколько близки были Геннадий Райшев и Владимир Игошев в восприятии жизни, Мария Краснопёрова отмечает, что оба художника очень любили эту землю и людей, но изображали этот мир по-разному: «Владимир Игошев — это про портреты людей, про более реалистичные, натурные пейзажи. Геннадий Райшев писал картину мира через знаки и символы. Он создавал некий культурный код Югры. Это два абсолютно разных художника. Но главное — это любовь к тому, что ты делаешь. И оба они, безусловно, любили создавать картины, и они их оставили здесь. И каждый житель Югры может прийти в дом-музей Игошева, в галерею Райшева, прикоснуться к этим полотнам и ощутить любовь, которая осталась в них навсегда».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах