Примерное время чтения: 8 минут
63

Год – китайский, запросы – турецкие. Как развивается в Югре туризм

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Югра 17/04/2024
В Югре большие возможности для внутреннего туризма.
В Югре большие возможности для внутреннего туризма. tourism.admhmao.ru

В прошлом году наш регион посетило более миллиона туристов. Они приезжали, чтобы отдохнуть от шумных городов, познакомиться с культурой коренных народов Севера, покорить горы Приполярного Урала, поймать рыбу своей мечты… Что ждёт туристов в этом году?

Всё дело в акценте

«Во-первых, этот год будет «китайским». Мы с коллегами из Китая очень плотно работаем. Соглашения уже заключили, готовимся к приёму, ищем гидов, которые владеют китайским, сами гидов готовим. Во-вторых, красной линией идёт акцент на внутренний и въездной туризм с учётом текущих условий. Туристы из России предпочитают путешествовать внутри страны. Наша задача – развить те точки туристского интереса, которые у нас есть», – рассказал в эфире ОТРК «Югра» руководитель центра компетенций сферы туризма Фонда развития Югры Сергей Арабаджи.  

По его словам, с 2021 года в регионе активно развивают гастрономическую тему. «Стремимся к тому, чтобы каждый, кто приехал в Югру, заселившись в отель, по меню понял, где он находится. Многие рестораны внедрили в своё меню блюда из региональных продуктов. В этом году к нам даже приезжал Первый канал – передача «Повара на колёсах», – уточняет Сергей Арабаджи. 

В последнюю пятилетку турбизнесу пришлось нелегко. Серьёзно ударил по нему коронавирус. Отрасль была признана одной из наиболее пострадавших во время пандемии. Много денег и нервов потеряли и туристы. Сейчас отрасль встаёт на ноги, учитывая опыт прошлых лет.

«Делайте что хотите, но турист не должен терять свои деньги, – говорит о главном принципе своей компании руководитель туристического агентства из Нижневартовска Михаил Бутров. – Портрет югорского туриста в этом году не изменился. Всё равно люди едут отдыхать. Традиционные направления – Черноморское побережье, Крым, Турция. Много внутри России интересных предложений. Тот же Дагестан, Грозный – очень интересно. Казань какая красавица, она сейчас наравне с Санкт-Петербургом».

По мнению Михаила, несмотря на то, что многие туристы планируют свой отпуск самостоятельно – выбирают направление, покупают билеты, бронируют отели, – смерть турагентствам не грозит.  

«Мы же идём по проторенной дорожке. Достаточно посмотреть, что было в Европе 5–10 лет назад. Наш туризм развивается примерно так же. Мы знаем, что количество агентств будет сокращаться. Это неизбежный процесс, но все они не уйдут. У нас есть большое преимущество – туроператоры, которые заключают оптовые договоры с отелями. Опять же, у них чартерные рейсы, и конкурировать с этим индивидуальный туризм по некоторым направлениям не может. Чартерный рейс – это всегда дешевле, – говорит Михаил Бутров. –  В Тюмени, Екатеринбурге интересная чартерная полётная программа с перелётами из городов Югры».

Не тормози!

Один из моментов, тормозящих развитие отрасли, – цены на перелёты. По данным Росстата, в январе – феврале цены на авиабилеты в эконом-классе выросли в России на 40% в годовом выражении. А туристы из Югры – это в первую очередь авиапутешественники.

«Я с 2007 года в отрасли. В 2008 – 2009 годах более-менее нормальный отель за границей стоил примерно 1000$ на человека. Сейчас та же самая цена. Как бы там ценник не менялся, надо исходить из того, что 100 евро на одного человека – это будет шикарный отель. За 15 лет ценник не изменился в условных единицах. По России цена да, меняется. И большой процент себестоимости занимает авиаперелёт. У жителей Югры есть преимущество –  авиаперелёт оплачивается к месту отдыха», – рассуждает Бутров.

Правда, не уточняет, что оплачивается проезд раз в два года, а среднегодовой курс в 2008 году был 24,87 рубля за доллар США. Что ни говори, многие россияне привыкли отдыхать за рубежом, привыкли к заморскому комфорту. Федеральные эксперты отмечают, что, путешествуя по России, наши туристы предъявляют те же завышенные запросы и к региональным отелям и ресторанам. Но ответить на эти запросы могут пока далеко не все.

В Югре понимают, что самые слабые места местного турбизнеса – транспортная доступность, гостиничное хозяйство и общепит. Ряд гостиниц будет модернизирован. «Ещё бы я отметил уровень сервиса, – говорит Сергей Арабаджи. – Стараемся его повысить. Проводили в прошлом году обучение с компанией «Туту.ру» для управляющего персонала отеля. В этом году сделаем акцент на сервис семинаров. Никуда не денется работа с номерным фондом. Всё в планах. Не забываем про этнографический потенциал, гордимся им. И кто бы к нам ни приехал, всегда будем продвигать посещение стойбищ – это даёт уникальные впечатления. В этом году ожидаем большой внутренний поток. Планируем закрепиться на отметке в 1 млн туристов и будем эту цифру наращивать. У нас много событийных мероприятий. Среди них – «Новогодняя столица Сибири», «Резиденция Ёлки», «Югорский лыжный марафон». «Дух огня» и «Югорские обласа» проходят с международным участием. «Югория. Первый снег»  – спортивных мероприятий очень много. Туристский фестиваль имени Андрея Терезова в Нягани… Событийная повестка большая, мы стараемся её поддерживать и продвигать».

Планируем закрепиться на отметке в 1 млн туристов и будем эту цифру наращивать.

Комментарии

Антон Игошев, генеральный директор гостинично-развлекательного комплекса, г. Сургут:

– Запросы у клиентов очень разные. Из года в год они становятся более требовательными. Но и сфера гостеприимства не стоит на месте. Например, наша сильная сторона как комплекса – клиентоориентированность. Умение вовремя определить потребности и желание гостя. И с максимальной пользой отработать. Быть всегда на шаг впереди. Для этого мы серьёзно работаем над качеством услуг, сервиса, внедряем CRM-системы. Смотрим на современные тенденции, проводим маркетинговые акции, предоставляем скидки. Конкуренция в гостиничном бизнесе достаточно высока. Каждый игрок пытается найти свою нишу. Ценовая политика этого года не сильно отличается от предыдущего. Мы мониторим запросы, делаем акцент на динамическую систему ценообразования, привязываем цены к загрузке номерного фонда и к определённым датам.

Хотел бы отметить поддержку региональной власти. В конце прошлого года наша компания получила льготный займ на обновление, модернизацию комплекса, в частности гостиничного хозяйства. Скоро приступаем к ремонтным работам. В итоге высокий запрос гостей мы будем удовлетворять. Хотелось бы видеть помощь от местных властей в плане организации и проведения продуманных турмаршрутов в наш регион. Может быть, со стороны участников отрасли это могут быть проработки уникальных этнографических программ. То, что касается гастрономии, у нас есть: сибирская кухня с локальными продуктами, и запрос на это тоже есть.

Дмитрий Сухов, генеральный директор агентства, г. Сургут:

– Самая большая проблема – это погодные условия в нашем регионе. Из-за них 50% уличных мероприятий уходит в минусовой чек. Не все могут окупить свои проекты.

Из-за погодных условий нам приходится покупать более дорогостоящее профессиональное оборудование. Например, приходится закупать мощные шатры, устойчивые к ветру и дождю, антимоскитные ловушки. Это поднимает средний чек. Зато когда погода хорошая, перспектив очень много по развитию открывается.

 Наиболее востребована сегодня организация различных презентаций, форумов, конференций. В основном для компаний, заводов, производителей. В Сургуте больше всего таких мероприятий. А в Ханты-Мансийске, например, больше молодёжных и спортивных проектов.

Мы выходим за рамки города Сургута. Начали работать по УрФО. Открыли офис в Екатеринбурге, и теперь оттуда много разных фишечек – всё, что связано с событийным туризмом, привозим в Югру.

Чтобы провести достойную презентацию, компании приглашают звёзд, ищут на это бюджеты. Чек каждый год поднимается. Сейчас презентация стоит в среднем 500–800 тысяч. Два года назад 250–350 тысяч рублей хватало, чтобы провести презентацию человек на 80.

Татьяна Алфёрова, генеральный директор туристической компании, Ханты-Мансийск:

– Югра изначально была рождена для авторского туризма. Практически все наши продукты настолько уникальны, что при соответствующей упаковке являются ресурсом для создания авторских программ. И этим нужно пользоваться. Дело в том, что мы отличаемся от других регионов очень сильно по наполнению наших туров. У нас нет моря, пляжей – того, к чему привык среднестатистический турист. Но у нас есть нефтяная промышленность, есть невероятно интересная и глубокая культура коренных народов – это даёт возможность включать в туры этнографию и делать совершенно потрясающий продукт. Интегрировать туда различные элементы национальных игр, песен, танцев, обрядовые практики, связанные с рождением ребёнка, замужеством и т.д. Огромное поле деятельности для создания авторских программ.

Можно быть молодым и дерзким и работать в авторском туризме, можно этим зарабатывать себе на жизнь. Но нужно жить этим. Те, кто привык работать на выездном рынке, очень хорошо понимают, насколько сложен внутренний туризм в России. Основа внутреннего туризма, его стержень заключены внутри человека, который должен жить идеей, что он позиционирует свой регион, свою страну. И когда внутри него эта идея жива, он будет относиться с любовью к тому, что делает. И это совершенно другая энергетика.

Моя цель как руководителя – создать агентство авторских туров.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах