Женщинам ханты и манси, которые живут в национальных деревнях и на стойбищах, некогда лежать на диване, смотреть телевизор или листать ленту социальных сетей, хотя интернет сегодня есть даже на некоторых отдалённых стойбищах. Традиционный образ жизни диктует свои правила.
Какова роль девочки, женщины, матери в семьях коренных народов Севера?
Курс «молодого бойца»
«Мужчина – это сила и стержень жизни, а женщины – сердце и душа. У наших народов во взаимоотношениях мужа и жены всегда была гармония. Муж – добытчик, охотник и рыбак, а, женщина – хранительница домашнего очага. Она всегда вела хозяйство и следила за детьми», – рассказывает заслуженный работник культуры России Мария Волдина.
Мужчина – это сила и стержень жизни, а женщины – сердце и душа
Коренные народы очень ответственно относятся к воспитанию детей, ведь их нужно как можно быстрее подготовить к жизни в суровых условиях Севера. Малышей всегда воспитывали на личном примере. «Мальчики наблюдали, что делает папа, девочки повторяли за мамой. Ребёнок с раннего детства участвовал во взрослых делах – готовил еду, учился мять кожу, изготавливать игрушечные малицу, кисы, шапочки, – рассказывает Мария Волдина. – Все игрушки – миниатюрные копии вещей взрослых: топорики, стрелы, луки, деревянная посуда». К десяти годам девочка уже могла выполнять всю женскую работу: выделывать шкуру оленя, шить из неё одежду, плести из бисера украшения, вязать, собирать и обрабатывать дикоросы. А ещё женщина должна уметь наколоть дрова и собрать чум. Причём быстро! Иначе семья на морозе может замёрзнуть.
Свадьба в стиле «лайт»
Запретов в жизни женщин ханты и манси достаточно. Но они отличаются в зависимости от того, на какой территории проживает семья. Одним женщинам нельзя разделывать и есть сырого налима, другим–щуку. Если семья живёт у реки, то женщине можно есть селезня. Если в другом месте – нельзя. Запрещено наступать на одежду. Если это произошло, наряд придётся чистить над огнём. Нельзя проходить под скрещенными деревьями. Попробуй-ка выполнить этот запрет в лесу!
Есть у коренных народов и свои приметы. Например, свадебные: если невеста при объезде дома жениха упадёт с нарт, то станет изменницей, удержится – верной женой. Летом на свадьбах невесту раскачивали в лодке. Если закричит или засмеётся – будет вредная и склочная. Традиционные свадьбы в соответствии со всеми канонами и обрядамисейчас проводят редко. Используют вариант «лайт». Это когда молодожёны регистрируют брак в ЗАГСе, а уже потом проводят вторую свадьбу с элементами традиционных обрядов.
Где взять жену?
Мир вокруг постоянно меняется. Но не всегда эти перемены полезны и желанны. «В советское время детей забирали в интернаты на учёбу, преемственность поколений нарушалась, традиции не соблюдались, – рассказывает этнограф Тимофей Молданов. – Когда дети приезжали обратно, они были другими и не могли приспособиться к быту родителей. Теперь уже редко кто живёт на стойбищах и выращивает оленей, многие перебираются в города или посёлки. Мест для того, чтобы можно было вести традиционный образ жизни, всё меньше, большинство земель заняты нефтяным промыслом». Мало того, современному оленеводу трудно найти жену. Редкая девушка, получившая современное образование, согласится быть «хозяйкой чума». Кстати, специальность «чумработница» официально занесли в реестр профессий России лишь в 2018 году.
Вот и сёстры-близняшки Валерия и Вероника Кантеровы из посёлка Казым решили после школы получить профессии, которые не будут связаны с жизнью на стойбище или в деревне. Одна хочет стать художником-дизайнером, другая – программистом. И уехать потом в Корею или Китай, где такие специалисты ценятся. «Сейчас молодёжь не хочет жить старинным укладом, – говорят девушки. – Привыкнуть к городской жизни трудно, но и жизнь в деревне не из лёгких. Наша мама говорит: «Ищите себя, но знайте: мы всегда вас ждём домой».