Творческая молодежь узнала секреты традиционных ремесленников и смогла соединить их с современными тенденциями. Что из этого вышло, узнала наш корреспондент.
Лики металла
Такие возможности появились у молодых дизайнеров и мастеров народных промыслов благодаря участию в арт-резиденции народного искусства и дизайна «Ремесло. Югра. Дизайн». Она проходит в три этапа. Первый состоялся с мая по июль в Ханты-Мансийске. Тут были открыты творческие лаборатории по керамике, вышивке, росписи, металлу, художественной обработке дерева, интерьерному дизайну. Их посетили более 300 человек.
«Узнала много чего, о чем раньше никогда не слышала. Мы мастерили фигурки птичек, брошки, брелоки», – делится впечатлениями участница проекта студентка Диана Николаева.
Как считает организатор арт-резиденции Ксения Илауски, теория должна идти вместе с практикой. «Творческому человеку для закрепления каких-то знаний и навыков необходимы практикумы, мастер-классы, лаборатории. Поэтому мы решили, что у нас теория и практическая работа будут идти рядом», – говорит она.
Вторым этапом стала летняя школа в городе Урае. Кондинская земля собрала дизайнеров из Республики Тыва, Иркутской области, Тюмени, ЯНАО и Югры.
Открывала летнюю школу тематическая сессия «Лики металла». Участники познакомились с бытовавшими на нашей земле украшениями, хотя некоторые учёные считают, что в Югре не занимались литьем металлов. Но доказательства, что коренные жители плавили привозные металлические изделия и делали отливки, есть.
«Да, они уступали по красоте и изяществу привозным ювелирным украшениям с Волжской Булгарии или Поволжья. В период средних веков жители Югры сами занимались литьём и богато украшали себя украшениями из металла. Накосные украшения, различные шумящие подвески, отливки на мужских охотничьих поясах, которые коренные жители носят и сегодня», – считает один из организаторов арт-резиденции и директор центра народных художественных промыслов и ремесел Ольга Бубновене.
Как глину сделать ароматной?
Участники много учились у именитых мастеров. Ювелир из Мегиона Наталья Сваткова специально для летней школы выполнила реконструкцию комплексов накосных и поясных украшений. Их прообразы были найдены в могильниках в Сургутском районе. Эдуард Куклин из Иркутской области привёз свои лучшие работы. Это два традиционных мужских пояса – охотничий и праздничный.
Во время творческой сессии «Письмена в узорочье» участники познакомились с традиционной вышивкой остяков и вогулов. Изучили орнаменты на примере уникальных костюмных комплексов, созданных художниками-конструкторами центра ремёсел.
Ещё одной локацией, где участники знакомились с секретами народных мастеров, стал Учинский историко-этнографический музей. Там они узнали особенности создания северной керамики. Например, при декорировании изделия техникой молочения предварительно обожжённое изделие окунают в жирное молоко или сливки. Дают обсохнуть и обжигают. В итоге изделие становится водонепроницаемым и приятно пахнет.
В период средних веков жители Югры сами занимались литьём и богато украшали себя украшениями из металла
Сессия «Росписи русских старожилов» стала заключительной в программе мероприятия. Итогом сессии стали три коллажа. По мнению Ольги Бубновене, урало-сибирская роспись лишь обманчиво простая.
Следующий этап начнётся в сентябре в Ханты-Мансийске. Откроют двери творческие лаборатории колористики, графики, дизайна и др. Закончится проект арт-резиденции в октябре этого года креативной галереей художественных работ участников, которые уже занялись изготовлением отчётных изделий.