Примерное время чтения: 5 минут
97

С «бурана» да за свадебку

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АИФ-Югра 18/04/2012

Фестиваль родов

Национальное село Варьёган, что в Нижневартовском районе, неслучайно стало местом проведения фестиваля родов. Издревле берега таёжной реки Аган и многочисленных лесных озёр были заселены лесными ненцами и восточными ханты.

Фамилии Айпиных, Казамкиных, Сардаковых, Айваседа, Иуси — не просто самые распространённые, а самые известные в этом регионе Югры. Когда-то их предки занимались разведением оленей, рыболовством, охотой и сбором дикоросов.

Прожив бок о бок не одну сотню лет, таёжные жители многое переняли друг у друга, но сохранили свои обычаи, традиции, национальную одежду и язык.

фото: Russianlook.com

Даже сейчас есть знатоки, которым достаточно одного только взгляда, чтобы определить, какому из родов принадлежат те или иные постройки. Так, Айпины свои бревенчатые избушки сооружали, можно сказать, без единого гвоздя, только на пазах. Казамкины же, наоборот, жилища строили большими, поскольку в семьях было по 10-15 детей.

Женщина традиционно считается хранительницей домашнего очага. Но если, к примеру, медведя добыл мужчина, то мужчина и будет готовить еду, обрабатывать и выделывать шкуру, ибо женщина к медведю вообще не имеет права притрагиваться.

фото: Russianlook.com

У каждого рода есть свой покровитель. К примеру, у рода Айваседа — это щука. Есть легенда, согласно которой много лет назад красавица ненка по имени Эви из рода Иуси вышла замуж за ненца из рода Айваседа. С пор на Агане проживают ненцы двух родов - Иуси и Айваседа.

Несмотря на то, что многие национальные семьи проживают сейчас в посёлках и имеют благоустроенное жильё, они не забывают про таёжную жизнь. Некоторые по-прежнему держат оленей, ведут традиционный уклад жизни, пробуют себя в этнотуризме, принимают на своих стойбищах городских туристов.

Что же касается фестиваля родов, то он не ставил своей задачей выявить, кто лучше готовит или кто более мастеровитый. Его основная задача - показать жизнь, которая основывалась на рациональном природопользовании. И в этом плане он весьма поучителен.

День охотника и рыбака

Город Лянтор хоть и считается городом нефтяников, но традиции коренных народов Севера — пимских ханты — старается не забывать. Здесь на протяжении многих лет проходит свой День рыбака и охотника, на который с удовольствием приезжают коренные жители из посёлка Нижнесортымский и деревни Русскинская.

Традиционно программа очень насыщена и разнообразна: здесь проходят и концерты творческих коллективов, и ярмарки-продажи национальных сувениров, даров леса, и соревнования на оленьих упряжках и снегоходах, соревнования по национальным видам спорта.

фото: Russianlook.com

Причём, соревнуются не только ради того, чтобы потом называться чемпионом, а за вполне приличные призы, которые учредили для победителей и призеров НГДУ «Лянторнефть» и городская администрация.

Так, обладателем новенького «бурана» стал Клим Кантеров, победивший в гонках на оленьих упряжках. Он быстрее всех преодолел дистанцию в один километр. Клим — не новичок в подобных делах и на праздниках таких уже бывал. Год назад он был расстроен тем, что занял второе место, и «буран» достался другому. Так что, в этом году взял своеобразный реванш.

Трижды выходил за своими наградами нижнесортымец Валерий Кечимов. Он оказался лучшим в прыжках через нарты, в метании тынзяна на хорей и в тройном национальном прыжке. Причём, он обошёл второго призёра почти на 100 прыжков. К сожалению, мастерский рубеж в 300 прыжков Валерию не покорился. Пока сумел преодолеть только 170 нарт. Придётся ещё тренироваться.

Пожалуй, самым экстремальным оказался женский заезд на «буранах». Коренные жительницы, как правило, не водят машины, а вот со снегоходами управляются весьма умело. А может, это призы вдохновляли — победительницы получили электростанцию, швейную машинку и кухонный комбайн.

Впрочем, лянторцы смогли не только посмотреть на гонки, но и покататься на оленях и снегоходах, сфотографироваться в национальных костюмах с коренными жителями. Правда, за отдельную плату. А что делать? Лесные жители вынуждены становиться предпринимателями.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах