aif.ru counter
28.09.2012 13:20
Виктор ЖУРАВЛЁВ
133

Международная биеннале современного искусства «МоЯ Югра» прошла в Ханты-Мансийске

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Югра 26/09/2012
Фото Михаила Сепливчака

Три музея

О масштабности этого неординарного события говорят такие цифры: шесть конкурсов, тридцать номинаций, 377 авторов из 40 городов России и 12 стран мира, свыше 1100 произведений, отобранных экспертами. 

Чтобы разместить такое количество работ профессиональных художников, дизайнеров, модельеров, фотографов, скульпторов, живописцев, графиков, а также учащихся творческих средних  специальных учебных заведений и вузов, потребовались выставочные площади сразу трёх музеев Ханты-Мансийска: Государственного художественного музея, галереи-мастерской художника Геннадия Райшева и дома-музея народного художника СССР Владимира Игошева.

Учредители и организаторы  биеннале - правительство округа и Государственный художественный музей - всем участникам, работающим в самых разных жанрах и направлениях, предложили высказаться на тему духа места той территории, где они живут, обозначив в качестве главной темы этого художественного форума тему «Перекрёсток культур».

О статусе открывшейся в Ханты-Мансийске биеннале говорит и тот факт, что она проводится под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, поскольку этот проект способствует реализации такой приоритетной цели ЮНЕСКО как сохранение и поощрение культурного разнообразия человечества. 

Кроме того, биеннале-2012 рассматривается ещё и как один из шагов на пути создания эффективно обучающей системы для специалистов в области культуры и искусств.

В том, что можно не только восхититься  увиденным, но и поучиться, убедиться просто - достаточно осмотреть выставочные экспозиции. 

От керамики до металла

«Декоративно-прикладное искусство» - это, пожалуй, самая понятная и доступная зрительскому восприятию номинация биеннале-2012, да и, вне всякого сомнения, самая зрелищная. Более 9 десятков авторов и, к большому сожалению, не очень большие выставочные площади. Здесь и керамика, и текстиль, и металл. 

Наибольшее число лауреатов среди учащихся творческих ссузов и вузов дала именно эта номинация. Возникло ощущение, что между собой состязались две творческие школы - ханты-мансийская и нижневартовская. 

Географическое представительство у профессионалов чуть шире. Лауреатами стали не только мастера из Ханты-Мансийска (Василиса Портнова в номинации «Керамика») и Нижневартовска (Светлана Кравченко в номинации «Текстиль»), но и Омска (Татьяна Колточихина в номинации «Текстиль»), а также Суздаля (Алексей Весёлкин  в номинации «Металл»). 

Платье на рыбьем меху

В номинации «Мода» принимали участие 23 творческих коллектива и индивидуальных дизайнеров из Ханты-Мансийска, Сургута, Нягани, Нижневартовска, Когалыма, Мегиона, Урая, Лангепаса и Санкт-Петербурга.

Остаётся только сожалеть, что показ всех коллекций проходил в течение одного дня и в стеснённых условиях Дома-музея народного художника СССР В.А.Игошева. 

А ведь из этого могло получиться весьма красочное и зрелищное шоу, которое с удовольствием посмотрели бы не десятки, а сотни и, может быть, тысячи человек.

Из 45 тематических коллекций, участвовавших в шести номинациях -  городской, вечерний и сценический костюм, коллекция с использованием национальных мотивов, авангард и аксессуары -  наибольшее количество заявок оказалось в номинации «Сценический костюм» и «Коллекция с использованием национальных мотивов». 

Каких костюмов здесь только не было: декорированные бисером, мехом, аппликацией,  вышивкой; вяленая бесшовная одежда и вязаные комплекты; коллекции из кожи, замши, меха, шерсти, трикотажа, атласа, шифона, габардина, и даже рыбьей кожи.

Участниками дефиле стали также и детские студии моды, которые  были представлены вне конкурса. 

Но, по мнению жюри, которое возглавляла художник-модельер, член Союза дизайнеров России и Международной федерации художников Лариса Королёва из Санкт-Петербурга, не нашлось коллекции, достойной гран-при в этой номинации.

Прозвучало даже мнение, что нужно отказаться от номинации «Мода» на биеннале-2014 года, поскольку в контексте творческого конкурса это не  коллекция для промышленного производства, а, скорее, искусство костюма или даже дизайн костюма. 

Лауреатами I степени среди профессиональных модельеров стали творческий тандем из Нягани - Елена Черныш и Елена Гончарова (коллекция с использованием национальных мотивов); Мария Рутт из Урая (городской костюм); Юлия Шалева из  Сургута (авангард); Татьяна Смольникова из Ханты-Мансийска (сценический костюм); Зия Гараз из Когалыма (вечерний костюм); Ольга Кокшарова из Нижневартовска (аксессуары и дополнения).

Уплощаем и политизируем

То, что экспозиции участников этой номинации биеннале-2012 разместились в галерее-мастерской художника Геннадия Райшева, глубоко символично. 

Как неоднозначно творчество Геннадия Степановича, так неоднозначно и само понятие современного искусства. Споры о  том, что считать таковым, не утихают. Всё больше специалисты склоняются к мнению, что термин «современное искусство» нуждается в обобщении, и пора говорить не о развитии искусства, а скорее о развитии технологий для передачи изображения. Может, поэтому так много появилось художников, желающих попробовать себя в новых технологиях.

Что же касается так называемого актуального искусства, то, как считают организаторы биеннале, его появление и развитие - процесс закономерный. Он отражает как болезни и абсурдность современного мира, так и поиск путей исцеления, новых ценностей и новой духовной опоры культуры и человека. Вот почему у него так много противников, которые не склонны считать произведения актуального искусства таковым, но немало и сторонников, признающих только такие проявления творчества.

Около 90 произведений 40 авторов паблик-арта, видео-арта, компьютерной графики, инсталляций из России, Нидерландов, Австрии, Франции, Узбекистана и Израиля разместились под сводами футуристического по своим формам здания галереи-мастерской.

«Актуальное искусство, на мой взгляд, развивается в сторону уплощения и политизации, - говорит председатель жюри этой номинации, член Ассоциации искусствоведов России Владимир Назанский из Санкт-Петербурга. - Нельзя не заметить тенденции, что реалистическая школа уходит на второй план. К сожалению, художники стали работать «на скорость».

Думаю, у каждого посетителя вернисажа «Актуального искусства» тоже останется неоднозначное впечатление от него. Ну, а после того, как жюри назвало обладателя гран-при и лауреатов, тем более стоит сходить и посмотреть выставку. 

А вот согласитесь ли вы с тем, что обладателем гран-при в этой весьма трудно поддающейся каким-то определённым критериям оценки номинации  стал ханты-мансиец Владимир Бугаев - уже не столь важно. 

Порадовала графика

«Изобразительное искусство» является одним из основных конкурсов Ш Международной биеннале. Конкурсный отбор прошли 58 человек из более чем 120 заявленных. Помимо российских мастеров, к этому конкурсу, проводившемуся по 4 номинациям (печатная графика, уникальная графика, живопись и скульптура),  экспертами были допущены авторы из Израиля, Узбекистана, Финляндии и Эстонии.

Местом для экспозиции, учитывая тематическую и жанровую направленность, была определена главная выставочная площадка биеннале -2012 - Государственный художественный музей.

«Для художников прислать живопись и скульптуру - очень сложное и дорогое удовольствие, - делится своими впечатлениями от увиденного председатель жюри конкурса «Изобразительное искусство», заслуженный художник России Александр Новик. - Поэтому были представлены работы только трёх скульпторов.  С графикой несколько проще - завернул в тубус и отправил. И именно графические работы нас больше всего порадовали».

«Как ни странно, но в эту номинацию было прислано много откровенно слабых работ, - говорит заведующая сектором экспозиционной работы и региональных проектов Государственной Третьяковской галереи Евгения Полатовская. - Посылать на Международную биеннале какие-то карикатуры, эскизы, наброски - это несерьёзно. Может, стоит в будущем ввести другие конкурсные номинации, более понятные, например, «Классическая живопись» и «Экспериментальная живопись»?

Зная обо всех трудностях по отправке оригиналов работ, организаторы биеннале предусмотрели и заочное участие в конкурсе, когда рассматривались электронные фоторепродукции авторов. Но их могли видеть только члены жюри. 

Поэтому в зале с живописью, в основном, расположились работы авторов, живущих непосредственно в городах Югры и близлежащих регионов - Кургана, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Тюмени.

Обладателем гран-при в номинации «Изобразительное искусство» стал живописец из Нижневартовска Иван Демьяненко. Среди лауреатов-живописцев - мастера кисти из Лангепаса (Александр Седов), Омска (Елена Боброва) и Ханты-Мансийска (Айгуль Тарханова).

Лучшую печатную графику представил Юрий Штапаков из Санкт-Петребурга и омичи Полина Балюта и Евгений Дорохов, а в номинации «Уникальная графика» жюри отметило Валентину Ободенко (г. Иркутск), Александра Почежерцева (г. Тюмень) и Евгения Шелепова (г. Нефтеюганск).

«В России много интересных художественных школ, - говорит председатель жюри Александр Новик. - И для большего привлечения зрителей просто необходимо на биеннале приглашать со своими выставками именитых художников. От этого биеннале в Ханты-Мансийске только бы выиграло!».

Надо бороться с унылой средой!

Никогда не предполагал, что выставка, представленная, в основном, графическими проектами и макетами, может быть настолько захватывающей,  хотя участниками конкурса стали выпускники и учащиеся, преподаватели высших и средних художественных образовательных учреждений, дизайнеры из Омска, Нижневартовска и Ханты-Мансийска.

Все мы видим, как заметно меняются наши города и посёлки. И в этом заслуга не только архитекторов и строителей. Кто-то однажды высказал одну разумную мысль: «Надо бороться со скучной и унылой средой, прежде всего, вокруг себя, а потом она уйдёт дальше».

То, что она может быть разной, подтверждали конкурсные  работы, представленные  в 9 номинациях дизайна. Жюри, которое возглавлял президент Союза дизайнеров России, член-корреспондент Российской академии художеств Юрий Назаров, предстояло выбрать лучший архитектурный, графический, медиа, световой, предметный дизайн, дизайн среды, дизайн мебели и оборудования, дизайн интерьера  и дизайн-педагогика.

Такое количество направлений определило многообразие работ. Здесь можно было увидеть самые разные проекты площадок тихого отдыха, проекты оформления интерьеров холлов студенческого общежития, гостиниц и гостиницы на воде, кафе-баров, кофеен, ресторанов, мультимедийного зала в библиотеке,  экопарка, проекты реконструкции набережной, школы керамики и многого другого.

Весьма любопытны идеи, связанные с созданием туристического прицепа-трансформера, ранцевого пылесоса, детской коляски-саней, хлеборезки, перчаток для монтажных работ «Термо+».

Обладательницей гран-при в номинации «Дизайн» стала студентка Ханты-Мансийского института дизайна  Роксана Хучашева. Под руководством своего наставника Натальи Лозовой она создала развивающую книжку-игрушку «Теремок». По сути всем известную сказку Роксана превратила в пособие по современной технике моделирования из бумаги «папер-крафт» (объёмные модели, заготовками которых служат особые выкройки, вырезанные из картона или бумаги).

Все персонажи, представленные в книжке, имеют уникальную выкройку, каждая из которых усложняется в ходе повествования сказки. У ребёнка также есть возможность раскрасить персонаж на свой вкус.

Как считает Роксана Хучашева, такие творческие игры-занятия помогут формированию эстетического вкуса у детей и привьют первые навыки самостоятельного чтения, любовь к художественной литературе и искусству. Изделие заинтересует и удержит внимание ребёнка, а представленные в нём игровые задания помогут при дальнейшем обучении в школе.

Ш Международное биеннале современного искусства завершит свою работу в конце октября. К этому времени будет изготовлен каталог работ участников. А примерно 25-27 октября состоится вручение наград обладателям гран-при и лауреатам отдельных конкурсов. 

Не все знают, как снимать

 

В конкурсе «Фотоискусство» было заявлено более 420 фотографий. Но в экспозиции выставлена только четвёртая их часть. Помимо российских фотохудожников, здесь представлены работы фотомастеров из Германии, Франции, Казахстана, Канады, Кыргызстана, Голландии и Израиля.

Фотография в наши дни, пожалуй, один из самых доступных видов изобразительного творчества. Поэтому так много людей занимается ею. Любителей, конечно же, значительно больше, чем профессионалов. Чтобы стать настоящим фотохудожником, необходимы глубокие знания по композиции, освещению. Что снимать, знают многие, а вот как - единицы.

По мнению жюри, самым достойным  фотомастером стала Татьяна Корченкина из Сургута. Она удостоена гран-при в номинации «Фотоискусство».

Лауреатами 1 степени в различных номинациях фотоискусства стали сургутянка Валентина Горбачева («Повседневная жизнь»), новосибирец Никита Казаковцев («Портрет»), барнаулец Александр Проваторов («Природа и окружающая среда»), сургутянин Алексей Скрипин («Компьютерная фотография»).

Лучшие работы фотохудожников биеннале пока можно увидеть также в Государственном художественном музее. Затем будет сформирована передвижная выставка, которая отправится по большим и малым населённым пунктам Югры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество