Примерное время чтения: 9 минут
294

Голливуд отдохнёт? Югра намерена продвигать в России кино стран БРИКС

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ-Югра 02/03/2016
Евгений Зиновьев / АиФ

Югра начинает большой международный кинематографический проект, который призван познакомить российского зрителя с новым кино из стран БРИКС. И даже более того - создать новую киноиндустрию, которая возможно составит конкуренцию Голливуду. Подробности - в материале «АиФ-Югра».

Взаимный интерес

Площадкой, которая уже объединила кинематографистов из стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), стал международный кинофестиваль «Дух огня», который в 14-й раз прошел в Ханты-Мансийске. В этом году на фестивале представили специальную программу фильмов, снятых в этих странах. А киноэксперты, приехавшие в Югру, сошлись во мнении, что у стран БРИКС может быть большое совместное «киношное» будущее. Ведь не секрет, что далеко не во всех странах выстроена прибыльная киноиндустрия, и России есть чему поучиться у коллег. Например, у Индии, где государство активно вкладывает в собственное кино, компенсируя производителям часть затрат.

«В Индии ежегодно появляется 1500 новых фильмов, то есть каждый день выпускается 4-5 картин, - отметил индийский кинопродюсер, член Ассоциации производителей и экспортеров кино Индии Пракаш Шарма. - Это было бы невозможно без государственной поддержки кинопроизводства. Индия - одна из немногих стран в мире, где в прокате не доминируют американские фильмы».

В умах российских зрителей всё ещё царствует сложившийся в 70-х годах стереотип, что индийское кино - это слезливые музыкальные мелодрамы типа «Зиты и Гиты» и «Танцора диско». Как считает Пракаш Шарма, стереотип этот жив во многом потому, что современное индийское кино не может пробить себе дорогу на российские экраны. Хотя в техническом плане и жанровом разнообразии оно в последние годы шагнуло далеко вперед. Создание единого кинопрокатного пространства стран БРИКС могло бы решить эту проблему.

Эксперты считают, что и у российского кино есть перспективы на азиатских рынках. Китайская актриса Ян Гэ, которая последние пять лет живет и работает в России, убеждена, что в Китае будут востребованы российские картины на военно-патриотические темы, а также детские фильмы-сказки.

«Китайские кинокомпании уже покупают права на производство римейков российских картин и платят за это по голливудским расценкам», - сказала Ян Гэ.

«Кино в Индии и Китае - это своеобразная вещь в себе, - говорит председатель отборочной комиссии «Духа огня» Петр Шепотинник. - Во многом поэтому индийские и китайские кинематографисты смогли сохранить свою самобытность, не поддаться влиянию западного кино. Более того, те же китайские фильмы боевых искусств сами оказали сильнейшее воздействие на Голливуд. Если же говорить о России, то фильмы Тарковского, Сокурова, Звягинцева, конечно, высоко ценят во всём мире, но в целом российское кино знают плохо. Так что международное сотрудничество надо развивать в самых разных форматах, в том числе, используя и площадку БРИКС».

Гости из стран БРИКС на звёздной дорожке
Гости из стран БРИКС на звёздной дорожке "Духа огня". Фото: АиФ/ Евгений Зиновьев

А зритель будет?

Чтобы все эти слова не остались всего лишь словами, Югра решила взять инициативу на себя и начать продвигать кино стран-партнёров если не во всей России, то, по крайней мере, на своей территории. По словам главы региона, уже в этом году АУ «Югорский кинопрокат» начнёт показывать на своих площадках фильмы стран БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества - в первую очередь, детско-юношеские. Как никак, 2016 год объявлен в Югре Годом детства. Да и в целом у России тут есть ярко выраженный интерес - по признаниям режиссёров, снимать сегодня детское кино чрезвычайно трудно. Продюсеры уверены, что оно не даёт кассу, в результате в кинотеатрах детская ниша заполняется, как правило, голливудскими мультфильмами.

Однако во время фестиваля «Дух огня» югорчане показали, что готовы смотреть иное кино, когда им дают такую возможность. Когда фестивальные фильмы показывали в 150 залах округа, то и число зрителей составило около 350 тысяч человек. И это меньше, чем за неделю!

«У вас уникальное право - показывать лучшие картины и указывать, как сегодня раздвигать границы мирового кинематографа, - оценивает перспективы проекта режиссёр из Казахстана Ермек Шинарбаев. - Я помню, как разговаривал с директором Каннского фестиваля, он признал, что на вашем фестивале открывают молодых режиссеров, которые завтра будут определять развитие кинематографа».

Всё это прекрасно, но остаётся вопрос - когда фестиваль закончится, пойдёт ли российский зритель на картины, снятые в Китае, Индии, Бразилии, Африке, Средней Азии? Или по-прежнему будет предпочитать им голливудские блокбастеры? Но с другой стороны, у нас будет повод честно сказать самим себе - зато мы попытались.

Америка нас победила

Наталья Бондарчук, режиссёр:

- Я счастливый режиссёр и счастливая актриса, но несчастный продюсер детского кино. Оказывается, снимать такое кино в России - наказуемо. Только накануне мне, наконец, удалось получить прокатное удостоверение на «Тайну Снежной королевы». А ведь я без него даже не имела права этот фильм здесь показывать. Это какое-то чудо. Вообще, с этим фильмом получается сплошная трагедия. Мы снимали его в формате 3D, он должен был стать потрясающе красивым. Но в итоге кино вышло в 2D и без двух важнейших сцен. И всё же надеюсь на чудо. Быть может, я найду таких людей, которые до конца этого года, Года кино, помогут мне выпустить одну единственную детскую картину, на которую потрачено 5 миллионов долларов. Ленту уже купили Япония, Германия и ещё десять стран мира. Но мне обидно за Отечество.

Американский кинематограф победил нас. Если он не победил в каких-то войнах, то ментально он нас обыграл. И эти фестивали дают единственную возможность показать наши хорошие фильмы. Обрыдаться над нашими историями. И стать немножко лучше. Я не какая-то там шовинистка, у меня много друзей в Америке, по всему миру. Но я знаю, что у нас есть что-то сокровенное.

И я так счастлива, что мировая премьера фильма проходит именно здесь. Это моя родная Сибирь. Работа над фильмом шла четыре года. Мы начали снимать на Ямале, продолжили в Лапландии, Австрии, Германии. Я играю бабушку ханты. И я счастлива, что был полный зал детей. Вообще, я мечтала на премьеру на собаках приехать. Или на белом олене. Но это не главное. Главное, что фильм родился. Вы знаете, фильм - это живое существо.

Актриса Анна Снаткина и режиссёр Наталья Бондарчук перед премьерой фильма
Актриса Анна Снаткина и режиссёр Наталья Бондарчук перед премьерой фильма "Тайна Снежной королевы" на фестивале "Дух огня". Фото: АиФ/ Евгений Зиновьев

Это сблизит народы

Наталья Комарова, губернатор Югры:

- Наталья Сергеевна Бондарчук говорила, что детскому кино приходится очень трудно. Требуется много усилий и для того, чтобы создавать картины, и чтобы войти в прокат. И мы подумали, что наш регион мог бы стать пилотным для развития интереса и продюсеров, и граждан к детскому и юношескому кино. И при этом мы объединяем его, выводим за площадки России, привлекая государства БРИКС. Это будет интересно для производителей фильмов, ведь в странах БРИКС проживает более 40 процентов населения планеты. И я не знаю такого бизнесмена, который мимо этого факта спокойно пройдёт. Здесь есть над чем поработать. В формате БРИКС вполне реально создать большую кинематографическую площадку для совместного производства фильмов, их проката. Возможно даже, и для создания единой актёрской базы. Это гуманитарные задачи, призванные сблизить наши народы. И в этом году мы займемся распространением и прокатом детско-юношеских фильмов стран БРИКС.

Сергей Соловьев и Наталья Комарова открывают 14-й
Сергей Соловьев и Наталья Комарова открывают 14-й "Дух огня". Фото: АиФ/ Евгений Зиновьев

Не нефтью единой

Мария Зверева, вице-президент фестиваля «Дух огня»:

- В этом году, несмотря на экономические трудности и политическую напряженность, «Духу огня», как всегда, не отказала ни одна картина. Хотя даже у Московского фестиваля есть проблемы. Фестиваль - довольно сложная конструкция, но у нас хорошая репутация. Все знают, что мы вовремя возвращаем копии. Люди, которых мы приглашаем - они по сарафанному радио передают другим, что сюда стоит приехать. У нас бывали многие мировые звезды. Правда, в этом году Эмир Кустурица не смог приехать по техническим причинам.

Важна ещё и политика Югры, потому что либо край заинтересован в том, чтобы тратить силы и деньги на культуру, либо не заинтересован. Если есть интерес, чтобы дети думали про кино, ходили на просмотры, тогда у нас всё получится. На одной нефти не проживёшь. У вас нефть превращается в музеи, картины, фестивали. Я уверена, что у вас, как всюду, немало проблем, но есть возможность, если ты хочешь, жить полноценной культурной и духовной жизнью.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах