Примерное время чтения: 8 минут
141

Мальчик Идэ. На фестивале «Дух огня» говорили о развитии регионального кино

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ-Югра 09/03/2023
    Не только зрители, но и члены жюри считают, что фильмы должны дарить эмоции.
Не только зрители, но и члены жюри считают, что фильмы должны дарить эмоции. Центр социальных медиа Югры

Красная дорожка, столичные кинодивы, ежедневные просмотры фильмов, встречи, знакомства – в Ханты-Мансийске прошёл фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». Что он принёс округу? Чего хочет зритель? Сможет ли кино, снятое югорскими режиссёрами, встать на один уровень с фильмами столичных мэтров?

Узнать друг о друге через кино

В нашем регионе кинопроизводством занимаются уже более 20 лет. На базе телерадиокомпании «Югра», которой в те годы руководил Олег Урушев,  снимали игровые фильмы и сериалы, которые с успехом шли по центральным каналам. Первый же игровой фильм «Золото Югры», который был снят в 2021 году на видеокамеру системы DVCam, прошёл в эфире «НТВ», «Первого канала», телеканалов «ТНТ», «СТС», «1+1» и «Ren-TV». Затем фильмы стали снимать в формате Digital Betacam и HD. По заказу телеканала «Россия» сняли 64 серии молодёжного сериала «FM и ребята», по заказу «Первого канала» – юмористический сериал-пародию «Герой нашего племени». В 2003 году увидел свет новогодний двухсерийный фильм «Четвёртое желание». Премьера его состоялась на телеканале «Россия». На территории Югры и с участием югорчан снято много замечательных фильмов.

Не только зрители, но и члены жюри считают, что фильмы должны дарить эмоции

Региональные власти решили продолжать эту славную традицию. Летом прошлого года заключили соглашение о сотрудничестве с киностудиями «Ленфильм» и «Сахафильм». Кстати, Республика Саха – единственный субъект России, в котором сейчас развито собственное кинопроизводство. Там снимают и короткометражные, и научно-популярные, и игровые фильмы, и даже хорроры. Они окупаются через показы в местных кинотеатрах и на онлайн-площадках. Некоторые картины выходят на международный уровень, побеждают в престижных конкурсах.  

 «Мы готовы обменятся опытом, рассказать, как производим кино, основываясь на своей культуре. Югра тоже богата традиционный культурой, поэтому всё это визуализировать в кино будет очень интересно. Россия – огромная страна, где проживают различные народы. Узнать что-то друг о друге через кино – уникальная возможность», – сказала руководитель кинокомпании «Сахафильм» Сардана Саввина.  Обязанности по совместной работе с кинокомпаниями возложены на ОТРК «Югра». Планируется создать для киноиндустрии единую базу – сервисы, логистику, интересные локации, техническое оснащение. Кроме того, в регионе создана серьёзная инфраструктура для развития и поддержки креативных индустрий и система поддержки талантливой молодёжи. 23 тысячи детей учатся в центрах искусств по различным направлениям. От югорской молодёжи есть запрос на обучение у лучших мэтров России и других стран. «Мы готовы привлекать продюсерские команды, режиссёров снимать кино в Югре. Для этого есть инфраструктура, система рибейтов, производственная база, включающая самое современное оборудование для съёмок. А главное – уникальные локации. В этом смысле кинофестиваль становится отправной точкой для проведения серии location-туров в Югру для тех, кто заинтересован в съёмках кино», – рассказала заместитель губернатора Югры Елена Шумакова.

Чего хочет зритель?

Сегодня у отечественного кинематографа есть все шансы затмить голливудские блокбастеры. Возможность показать себя появилась и у этнического кино. Об этом шла дискуссия во время кинофестиваля «Дух огня». Будет ли этническое кино интересно зрителю, сможет ли монетизироваться и поддержать российский кинопрокат? «Если рядом будут «Чебурашка» и этническое кино, то прокатчики возьмут «Чебурашку». Им нужно деньги зарабатывать. Средства на производство этнического кино могут дать инвесторы, министерство культуры, а вот на маркетинг, продвижение – нет. Такие фильмы чаще выходят в ограниченном прокате, на кинофестивалях. Такова их судьба», – считает ведущий продюсер документального кино онлайн-кинотеатра KION Ангелина Ашман. По мнению экспертов, проложить путь к сердцу зрителей этническому кино могут помочь фестивали, кинофорумы и публичные акции.

Одним из вариантов этнического фильма можно назвать «Тропу» режиссёра Михаила Кулунакова. На фестивале он получил приз за «За сохранение культурных традиций. Это полнометражный художественный фильм на алтайском языке о людях, живущих на Алтае. Главный герой создает «тропу» среди труднопроходимых гор, преодолевая семейные конфликты и в итоге находя опору в своих близких. «В Горно-Алтайске, вернувшись к своим истокам, я смог поймать порыв и найти те истории, которыми мне захотелось поделиться с другими. «Тропа» стала одной из них», – поделился Михаил Кулунаков.

Востребованы в регионах и документальные фильмы. «Люди хотят смотреть ленты про себя», – считает директор фестиваля Arctic Open Тамара Статикова. В действительности интересы современных зрителей предугадать трудно. «Мы видим успех фильмов «Чебурашка» и «Сердце Пармы». Зритель хочет отдыха и радости», – высказала своё мнение вице-президент международного кинофестиваля «Дух огня» Мария Зверева.  Программа ханты-мансийского кинофестиваля заточена на авторское и новаторское кино. Поэтому не все фильмы развлекали. «Большая их часть – это всё-таки про искусство кино, про то, как оно продвигается в новаторской области», – уверена Мария Зверева. Тем не менее не искусством единым живы любители кино. «Фильм – это то, что дарит эмоцию. И важно, какая она, про что она. Это и является критерием нашей оценки», – признался председатель жюри российской программы кинофестиваля «Дух огня», режиссёр Алексей Мизгирёв.

«Мальчик Идэ»

В этом году тема фестиваля «Дух огня» – «Коренные народы мира». И как признались организаторы, они не ожидали, что тема окажется такой популярной. Корреспондент и телеведущий ОТРК «Югра» Дмитрий Пришвицын и его команда (Кристина Шилова, Алексей Резванов и Даниил Торопов) представили на конкурс микрофильмов два буктрейлера: по роману «Божья матерь в кровавых снегах» и сказке «Мальчик Идэ». Буктрейлер – это короткий видеоролик, который рассказывает в произвольной художественной форме о какой-либо книге – рекламирует её. «Микрофильмы дают возможность начинающим режиссёрам попробовать себя в глобальных конкурсах. В зависимости от обратной связи они понимают, готовы или нет переходить на что-то большее», – считает Дмитрий. Работа «Мальчик Идэ» взяла главный приз кинофестиваля. Сейчас в планах начинающего сценариста и режиссёра попробовать себя в формате от 8 до 15 минут.

Новая Индия

В этом году гостем кинофестиваля «Дух огня» стала целая страна – Индия. Как рассказал индийский продюсер Сарфараз Алам Сафу, который уже много лет работает в России, наши страны прекрасно взаимодействуют в киноиндустрии. Он регулярно проводит в Москве фестиваль индийского кино. Сарфараз Алам Сафу предложил организаторам «Духа огня» на следующем кинофестивале создать площадку, где студенты из Индии и России смогут за пару дней снять небольшой фильм и презентовать его на закрытии. Гости отметили, что в условиях санкций у индийского кино есть шанс вернуть былую славу и популярность в России. Работа молодого индийского режиссёра Парта Саурабха «По обе стороны пруда» нашла отклик в сердцах зрителей. «Мы увидели совсем другую Индию – без прикрас. Оказывается, проблемы у молодёжи везде одинаковые – непонимание родных, трудности с устройством на работу, жилищные проблемы. Но что бы ни случилось, любовь всегда побеждает», – поделилась своим впечатлением зритель Ксения Петрова.

Особое мнение

Сергей Гармаш, актёр театра и кино:

– Фестиваль для меня – это наилучшая возможность сделать какое-то продвижение в кино. Однажды на «Кинотавре» случайно познакомился с Геннадием Островским (российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. –Прим. ред.). И через два часа нашего знакомства он сказал: «Роль, которую я пишу сейчас – это твоя роль. После этого я снялся в фильмах по сценариям Геннадия Островского «Механическая сюита» (2001 год), «Любовник» (2002 год). И это самое прекрасное, что может быть на фестивалях, когда режиссёр видит актёра и приглашает его сниматься в своём фильме. Только не очень умный артист может, посмотрев хороший сценарий, отказаться от съёмок только потому, что фильм снимает молодой и неизвестный режиссёр. Сколько было Эйзейнштейну, когда он стал известен на весь мир и тут же стал Сергеем Михайловичем для людей, которые были на 20 лет старше его? 23 года. А когда ему было 24 года «Броненосец Потёмкин» (1925 год) шёл уже во всех кинотеатрах мира.

Комментарий

Михаил Светашёв, продюсер, сценарист и драматург:

– В регионах надо развивать кино. Здесь можно снимать фильмы не хуже, чем в крупных центрах киноиндустрии. Сейчас много доступной и качественной техники, а талантов и идей у нас хватает. У Югры есть такие перспективы и главное – бизнесмены, которые готовы вкладывать средства в кино. Темы и проблемы, которые интересуют людей, в Москве, Нижневартовске, Сургуте и так далее одни и те же. Весь мир крутится вокруг семи сюжетов: «из грязи в князи» – когда простой человек в один момент становится богатым или знаменитым; «приключение» – герои отправляются в увлекательное путешествие, чтобы достичь заветной цели; «туда и обратно» – из обычного мира герой переносится в другой, сказочный, а затем возвращается назад; «комедия», «трагедия»; «воскресение» – герой побеждает тёмные силы и «победа над злом».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах