Большинство из нас празднует Новый год традиционно – в кругу семьи, за накрытым столом с оливье, мандаринами, наряженной елкой, подарками, боем курантов, загадыванием желания в 12 ночи. Но в Югре – исконной земли ханты, манси и ненцев – есть свои особенности встречи Нового года. Подробности в материале ugra.aif.ru.
Из поколения в поколение
Татьяна Огнева, ханты по национальности, родилась в деревне Ванзеват Березовского района. Ее род относится к обским уграм. Традиции встречи праздников югорчанка переняла от своих дедушки и бабушки. Их бережно хранила мама Татьяны. В семье было пять дочек и один сын. Отчим был русским, мама говорила по-русски, но национальную культуру сохраняла. Вся родня собиралась перед Новым годом, приглашали друг друга в гости, ведь это семейный праздник. Проводили определенные обряды.
«У нас был забой животного. Это делали не прям под Новый год, а в декабре. Забивали свою скотину – теленка, лошадь, овечку, курицу. У нас были только коровы и лошади. Когда забой делали, люди тоже собирались, приглашался человек, который будет делать поры. Обряд проводился во дворе. Затем мясо уносили в дом. У нас был такой святой домик, как игрушечный, сделанный из брусочков дерева. В нем были окошко, крыша, дверь. Внутрь в эту дверь клали какие-то дары – ткань новую, на уголочек завязывали монетки. Перед этим домиком ставили столик, накрывали его, главным блюдом было варенное мясо. И горячий пар как будто приветствовал святых духов. Эта традиция передавалась из поколения в поколение», – вспоминает Татьяна Огнева.
Чем богаче стол накроешь
В Новый год стол ханты был полон национальных яств, вспоминает Татьяна Огнева. Чем богаче стол накроешь, тем в большем достатке будешь жить в будущем году. Доставали дары осени. Это ягоды – морошка, клюква, брусника с сахаром. Мама Татьяны стряпала пирожки с вареньем, пирог с мясом или с рыбой. На столе обязательно была рыба – муксун, нельма, осетр, тогда его еще можно было ловить. Рыбу ловили отчим и дедушка Татьяны. А бабушка с дедушкой вообще вели кочевой образ жизни, у них были свои олени. Потом оленей забрали в колхоз, и дедушка продолжал их пасти там.
«В нашей семье было шестеро детей. Помню, что перед Новым годом нам всегда давали несколько кульков с конфетами, со школы, с работы родителей. У нас было много конфет, мы их растягивали и потихонечку ели, ведь раньше был дефицит, тем более сладостей», – говорит Татьяна.
Еще одна национальная традиция, по словам югорчанки, была после Нового года, в Крещение. Мама наливала воду, выносила на улицу, она замерзала. Вода считалась святой, ею умывались.
Татьяна сейчас живет в городе, но Новый год старается отмечать в национальных традициях, в кругу семьи, со своими детьми, а потом ходит в гости к сестрам. На стол обычно ставит традиционные национальные блюда – рыбу стерлядку, правда, покупает ее теперь на рынке.
«Сама делаю малосольную нельму, картошечку отварю, с грибочками солеными едим. Грибы маслята собирала в этом году в городе и солила. Пеку пиццу, пирог из мяса или рыбы. Ягоды всегда есть на столе, мандарины, делаю салаты, как все, оливье, селедку под шубой, квашенную капусту с клюквой люблю. На столе обязательно должны лежать рыба, ягоды, грибочки, все свое, чтобы в следующем году это все было», – подытоживает Татьяна.
В Новый год стол ханты был полон национальных яств
Потомственный югорский шаман Тимофей Молданов:
- Под Новый год ханты делают обряд на убывающую Луну. Он помогает оставить проблемы, неудачи, болезни в старом году с уходящей Луной. Обряд проходит так: оленя забивают, у кого есть, у кого нету, покупают. Можно забить теленка, овечку. Раньше кто-то осетра доставал, пока он еще не был в Красной книге. Я сам всегда провожу национальные обряды, и все сбывается. Мы не привязаны к Новому году. У нас снег выпал, значит, переход времени, снег растаял, опять переход времени. Обряд на убывающую Луну делают и зимой, и летом. У нас каждая Луна, это новая Луна, Новый год, можно сказать.