Бубны и песни
Ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, но и чтобы питать энергией разум и тело. Клетки мозга работают как маленькие батарейки-аккумуляторы. Они заряжаются не путем метаболизма тела, а с помощью энергии звуков, считают ученые. «В мире много направлений, связанных с изучением влияния музыки, – рассказывает ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, кандидат исторических наук Татьяна Волдина. – И то, что она способна влиять на состояние человека – это известный факт. Классическая и авторская музыка способна оказывать гармонизирующее влияние, колокольный звон очищает пространство, а в традиционной культуре это знали давно. В культуре обских угров важное место отводится представлениям о душе и о духах. Музыкальные наигрыши позволяли настроиться на мир духов, являются способом вхождения в измененное состояние сознания.
К примеру, звон колокольчика, ритуальная игра на бубне, варганная и другая музыка. Так, песни духов-покровителей исполняют во время традиционных медвежьих игрищ. Каждый род имеет вблизи своего места жительства священное место, на котором проводятся обряды и живёт родовой дух. Дух мужского пола выступает в этих песнях как герой прошлого, который сражался, совершал подвиги, в конце своей жизни он селился на этом святом месте как дух, которому поклоняются». До сих пор коренные жители используют музыкальные инструменты, чтобы «связаться» с миром духов.
Звуки обских угров
Звуки, на которые обращали и сейчас обращают внимание обские угры в повседневной жизни, можно разделить на две группы: звуки природы (шум воды, треск огня) и необычные звуки, связанные с миром духов (щелчки, свист). Они воспринимаются как знаки и предзнаменования.
«Ханты и манси живут изолированно на стойбищах. Охотники часто ходят одни по лесу на большие расстояния, чутко следят за окружающим пространством и обращают внимание на поведение животных, на пение птиц и на прочие звуки. Например, выделяют птицу –ӆащ, – встреча с ней может предвещать что-то плохое. Ее считали мифической. А пение трясогузки, напротив – хорошее. Есть приметы, связанные со стуками. Если приходилось возвращаться в охотничью избушку, в которой долго никто не жил, то со стороны улицы, в направлении по солнцу - каждый угол надо обстучать. Это знак для духов, которые могли оказаться в доме. Заброшенные избы и вовсе стараются обходить стороной – считаются опасным местом. Софья Успенская из Белоярского записала истории о том, что если даже негде переночевать, в заброшенном доме люди не будут останавливаться, проще и безопаснее переночевать на открытом воздухе. Еще пример: может быть звон в ушах, как сигнал от духов. Шаманы знали, какие это звуки, о чем они говорят. В традиционной среде эта система взаимодействия с миром духов и сейчас сохраняется», – пояснила Татьяна Волдина.
Досье
Татьяна Владимировна Волдина – засуженный деятель науки ХМАО-Югры, ведущий научный сотрудник БУ ХМАО-Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», кандидат исторических наук, доцент, живет и работает в Ханты-Мансийске. Научно-педагогический стаж составляет 24 года, автор около 140 научных статей и монографий по этнографии и фольклору обских угров, с 2014 года – член Ассоциации медицинских антропологов (АМА).