Примерное время чтения: 5 минут
285

«Плавучие крепости». О парусных судах на реках Западной Сибири

Макеты парусно-гребных судов (коч) XVI-XVII вв. на выставке «Город С» Сургутского краеведческого музея.
Макеты парусно-гребных судов (коч) XVI-XVII вв. на выставке «Город С» Сургутского краеведческого музея. Сургутский краеведческий музей

Судостроение на сибирских реках в XVII веке развивалось и способствовало тому, чтобы казаки успешно пользовались водными путями для освоения северных земель. О проекте «Под парусом в Сибирь», который рассказывает о том, как на берегу реки Саймы в Сургуте появился причал и две реплики-струги XVI -XVII веков, мы писали ранее. Сохранившиеся в письменных источниках факты о речном судоходстве того времени описал в своей работе историк Е.В. Вершинин. Подробнее о парусных судах – в материале ugra.aif.ru.

Вверх-вниз по Оби

Освоение Сибири ускорилось благодаря использованию рек: за Уралом ни степные кочевники, ни таежные охотники не имели развитого речного флота, и казаки в своих «плавающих крепостях» были вездесущими и непобедимыми.

Кроме военных походов, суда применяли для транспортировки людей и грузов. Частные промышленники и государевы казаки проникали в самые глухие уголки западносибирской тайги и приполярной тундры во время речных экспедиций на кочах, стругах, дощаниках и каюках.

Справка
Парусно-гребные суда того времени (кочи, струги, дощаники, каюки, лодьи) имели конструктивные особенности и различались грузоподъемностью. Более крупные дощаники и кочи предназначались для перевозки людей, муки и соли. Струги использовали для военно-разведочных экспедиций казаков, каюки служили охотникам для промыслов. Одномачтовый струг имел четыре гребных весла и одно рулевое. В письменном источнике указано на конструктивные отличия лодьи от дощаника: он имел более высокий форштевень (нос) и не имел такой округлой формы, как лодья (которая поэтому плохо держалась на сильной волне). В докладах царю сообщалось: малый дощаник поднимал до 300 четей ржи (если взять четь в 4 пуда, то 19,2 т). Большие дощаники могли перевозить значительный груз: «А подымают кочи и большие дощаники хлеба ржи и муки ржаной против меньшово дощаника надвое» (то есть до 40 т). Лодья имела грузоподъемность до 32 т.

Тобольск был центром водных путей. Иртыш и Тобол расходились по разным направлениям, в том числе на север. Дощаники, построенные в Верхотурском, Туринском и Тюменском уездах предназначались для плаваний по Иртышу и Оби. Вниз по Оби шли суда до Березова, вверх – до Сургута и Томска. Северный речной путь протянулся от Тобольска вниз по Иртышу и Оби – к Березову и Обдорскому острожку.

Расстояние от Тобольска до Березова груженые дощаники проходили за 20 дней. Этим же путем казенные и частные кочи ходили в Обскую губу и далее в Мангазею. Более оживленной была дорога, идущая от устья Иртыша вверх по Оби. Расстояние от Тобольска до Сургута дощаники проходили за 6 недель, от Сургута до Нарыма – за 3,5 недели, от Нарыма до Кетска – за 8 дней, от Кетска поднимались вверх по реке до Маковского острога за 6 недель.

Парусно-гребное судно, струга, у причала на берегу р.Сайма
Парусно-гребное судно, струга, у причала на берегу р.Сайма Фото: Из личного архивa/ Лариса Славная

«Льдом изломало»

В XVII веке судов в западносибирских уездах строилось много, количество верфей тоже росло. Судостроение было связано с заселением Зауралья русскими крестьянами. Именно они занимались заготовкой судового леса и работали рядовыми плотниками.

Мастеровых и служилых людей в то время не хватало. Воевода П.И. Пронский писал в Москву, что команда дощаника состояла из шести гребцов и кормщика, и для отправки 75 дощаников с лодьями требовалось 525 человек, в то время, как гарнизон Верхотурья насчитывал всего 98 стрельцов. Пронский распорядился прислать на Верхотурье служилых людей из других западносибирских городов. Он же указал на дефицит опытных судовых мастеров и поставил перед Москвой вопрос о переводе и поселении на постоянное житье в Сибири судовых плотников.

Миниатюра «Волок» к Летописи Сибирской краткой Кунгурской - из экспозиции Сургутского краеведческого музея.
Миниатюра «Волок» к Летописи Сибирской краткой Кунгурской - из экспозиции Сургутского краеведческого музея. Фото: Из личного архивa/ Лариса Славная

Строительство крестьянских слобод ускорилось с 1620-х гг. С этого времени западносибирскому судостроению недоставало лишь опытных судовых уставщиков (корабельных мастеров), но не рядовых плотников.

В 1682 г. в Верхотурском уезде было построено 54 дощаника. Эти суда выдержали свое первое плавание, их по тем или иным причинам не разобрали на дрова, собрали в Тобольске. В 1690 г. оттуда ушло 36 старых дощаников и 100 новых, причем до этого весенним ледоходом на Иртыше «изломало льдом» 26 новых дощаников. В 1699 г. тобольские воеводы имели их в своем распоряжении: 50 старых и 66 новых. В Тобольск суда возвращались редко, почему и приходилось делать их десятками каждый год.

В докладе Сибирского приказа царю в 1643 г. сообщалось: в то время казна выделяла на строительство малого дощаника и лодьи по 17-18 рублей. Большой дощаник обходился в 25–30 рублей, а коч – в  40. Из сохранившихся записей таможенной расходной книги известно, что новый струг стоил 10 рублей. Ежегодно казна в среднем тратила на постройку судов в зауральских уездах около двух тысяч рублей.

К слову
Спустя двести лет здесь появились пароходы. Печатное издание «Сибирский листок» в 1899 году опубликовало материал о том, как Торговый дом фирмы Плотниковых, располагающий к тому времени девятью пароходами, предложил местному правительству услуги доставки почты летом из с.Самарова через город Березов до Обдорска. Решался вопрос с властями о замене содержания почтовых станций речным пароходным сообщением. Обсуждались правительственные выгоды и увеличение маршрута доставки корреспонденции, ведь почтовые станции существовали в то время лишь только до Березова. К тому же в весеннее и осеннее межсезонье почтовое земское сообщение было затруднено из-за бездорожья. Конкуренты Плотниковых подобным правительственным контрактом не заинтересовались. Однако дело положительно не решилось: судя по всему, из-за недоверия властей к коммерческим подрядчикам.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах