Судостроение на сибирских реках в XVII веке развивалось и способствовало тому, чтобы казаки успешно пользовались водными путями для освоения северных земель. О проекте «Под парусом в Сибирь», который рассказывает о том, как на берегу реки Саймы в Сургуте появился причал и две реплики-струги XVI -XVII веков, мы писали ранее. Сохранившиеся в письменных источниках факты о речном судоходстве того времени описал в своей работе историк Е.В. Вершинин. Подробнее о парусных судах – в материале ugra.aif.ru.
Вверх-вниз по Оби
Освоение Сибири ускорилось благодаря использованию рек: за Уралом ни степные кочевники, ни таежные охотники не имели развитого речного флота, и казаки в своих «плавающих крепостях» были вездесущими и непобедимыми.
Кроме военных походов, суда применяли для транспортировки людей и грузов. Частные промышленники и государевы казаки проникали в самые глухие уголки западносибирской тайги и приполярной тундры во время речных экспедиций на кочах, стругах, дощаниках и каюках.
Тобольск был центром водных путей. Иртыш и Тобол расходились по разным направлениям, в том числе на север. Дощаники, построенные в Верхотурском, Туринском и Тюменском уездах предназначались для плаваний по Иртышу и Оби. Вниз по Оби шли суда до Березова, вверх – до Сургута и Томска. Северный речной путь протянулся от Тобольска вниз по Иртышу и Оби – к Березову и Обдорскому острожку.
Расстояние от Тобольска до Березова груженые дощаники проходили за 20 дней. Этим же путем казенные и частные кочи ходили в Обскую губу и далее в Мангазею. Более оживленной была дорога, идущая от устья Иртыша вверх по Оби. Расстояние от Тобольска до Сургута дощаники проходили за 6 недель, от Сургута до Нарыма – за 3,5 недели, от Нарыма до Кетска – за 8 дней, от Кетска поднимались вверх по реке до Маковского острога за 6 недель.

«Льдом изломало»
В XVII веке судов в западносибирских уездах строилось много, количество верфей тоже росло. Судостроение было связано с заселением Зауралья русскими крестьянами. Именно они занимались заготовкой судового леса и работали рядовыми плотниками.
Мастеровых и служилых людей в то время не хватало. Воевода П.И. Пронский писал в Москву, что команда дощаника состояла из шести гребцов и кормщика, и для отправки 75 дощаников с лодьями требовалось 525 человек, в то время, как гарнизон Верхотурья насчитывал всего 98 стрельцов. Пронский распорядился прислать на Верхотурье служилых людей из других западносибирских городов. Он же указал на дефицит опытных судовых мастеров и поставил перед Москвой вопрос о переводе и поселении на постоянное житье в Сибири судовых плотников.

Строительство крестьянских слобод ускорилось с 1620-х гг. С этого времени западносибирскому судостроению недоставало лишь опытных судовых уставщиков (корабельных мастеров), но не рядовых плотников.
В 1682 г. в Верхотурском уезде было построено 54 дощаника. Эти суда выдержали свое первое плавание, их по тем или иным причинам не разобрали на дрова, собрали в Тобольске. В 1690 г. оттуда ушло 36 старых дощаников и 100 новых, причем до этого весенним ледоходом на Иртыше «изломало льдом» 26 новых дощаников. В 1699 г. тобольские воеводы имели их в своем распоряжении: 50 старых и 66 новых. В Тобольск суда возвращались редко, почему и приходилось делать их десятками каждый год.
В докладе Сибирского приказа царю в 1643 г. сообщалось: в то время казна выделяла на строительство малого дощаника и лодьи по 17-18 рублей. Большой дощаник обходился в 25–30 рублей, а коч – в 40. Из сохранившихся записей таможенной расходной книги известно, что новый струг стоил 10 рублей. Ежегодно казна в среднем тратила на постройку судов в зауральских уездах около двух тысяч рублей.