Этнографический музей-парк села Казым расположен в 40 километрах от районного центра – города Белоярского. Казымское восстание, произошедшее в 30-годах прошлого века, стало своеобразным брендом северного поселения. Почему там стоит побывать, нам рассказала директор Центра историко-культурного наследия «Касум Ёх» Елена Федотова.
Где родился, там и пригодился
Сопротивление коренных народов приобской тундры – хантов и ненцев, ликвидация традиционного уклада жизни и аккультурация их в советском обществе послужили основой для сюжета книги югорского писателя Еремея Айпина, по мотивам которой впоследствии был снят фильм «Красный лёд. Сага о хантах».
Елена Терентьевна родилась в Казыме, отец родом из соседнего села Полноват, по национальности ханты. Отучившись на зоотехника, он по распределению работал в совхозе «Казымский». Там встретил свою будущую жену, которая приехала из Тюменской области трудиться экономистом. Поженившись, остались в Казыме. В семье в основном говорили по-русски и хантыйскому языку значения не придавали.
«После восьми классов я и несколько одноклассниц поступили в Тюменское педучилище. Нам было по 14 лет, и, конечно, нас сильно тянуло домой. Жизнь в городе не полюбилась, и после выпускного мы все вернулись на родину. Я пошла работать в детский сад, заочно поступила в Тобольский институт на учителя русского языка и литературы. Через год пришла работать в школу. Непростую, экспериментальную – культурно-антропологическую. Там большое внимание уделяли тому, как воспитывать современных детей в духе традиционной культуры, чтобы ханты остались ханты, коми – коми, чтобы русская культура возрождалась. Мы много работали в экспедициях, посещали разные деревни и сёла, жили на стойбищах, собирая по крупицам ценную информацию. Так моя жизнь стала тесно связана с культурой, с традициями», – поделилась воспоминаниями Елена.
Узнав о том, что в местный музей требуется директор, она немедля пошла к главе администрации и попросилась на эту должность.
«Тогда в учреждении было всего два сотрудника: директор и экскурсовод. Мы с моей коллегой Мариной Кабаковой ушли в музейное дело с головой», – рассказывает Елена.
Это было в 2009 году. Тогда музей находился на противоположном берегу реки в красивом, но труднодоступном месте. Местные жители, уже подзабывшие свои традиции, собирались там для проведения обрядов. На тот момент в коллекции было более 400 экспонатов.
Переезд поближе к цивилизации
Музей в нетронутом уголке природы, куда летом можно добраться только на лодке, а зимой на «буранах», долгое время казался местной экзотикой. Пока не пришло понимание, что музей должен быть доступным круглый год для большего количества посетителей.
Благодаря поддержке администрации и спонсоров музей перенесли ближе к селу. В 2013 году новое здание распахнуло двери для посетителей.
Сегодня музей под открытым небом представляет собой модель настоящего поселения коренных жителей Севера. Локация идеальная – равнина, лес, река.
«У нас есть мастерские, – с гордостью рассказывает Елена Терентьевна, – зал для собраний, национальная изба, прекрасная входная зона по типу укреплённого городища, сцена, на которой проводим большие фестивали, разные тематические зоны. Отапливаемся мы теперь газом, у нас всегда тепло. Новые условия и доступность позволили заниматься развитием: у нас появилось много проектов, мероприятий, что позволяет культивировать не только этнографический, но и событийный туризм».
Более десяти тысяч туристов в год
1 января 2019 года музей обрёл самостоятельность и открылся как Центр историко-культурного наследия «Касум Ёх». Больше 200 экспонатов передал во временное хранение белоярский музей. Это предметы, которые помогают воссоздать быт казымских ханты, например, изделия из бересты, корневатики (коробки и тарелки из расщеплённых корней сосны или кедра. – Прим. ред.).
Две-три тысячи туристов в год привлекают День оленевода и летний фестиваль рыболовных традиций. Пользуются популярностью туры выходного дня «Живая этнография», где гости учатся заводить тесто, готовить хлеб в уличной печи, который потом можно попробовать во время дегустации. В специальных зонах можно сфотографироваться в национальной одежде в воссозданном интерьере. Зимой настоящие оленеводы катают туристов на оленьих упряжках. Летом на ура проходят ягодные фестивали.
«Людям интересно участвовать в процессе, поэтому мы проводим множество разных мастер-классов. Детям полюбились поделки из бересты, взрослым – из рыбьей кожи, – добавляет Елена. – Всего за год в поселении бывает более 10 тысяч человек».
«Тёмный дом»
Чтобы привлечь интерес к своей культуре, подчеркнуть идентичность, немногочисленный коллектив открыл несколько новых маршрутов. «На «Фольклорной тропе» расположены беседки для чтения. Там можно познакомиться со сказками коренных народов, почитать их, поиграть с фигурками животных – героев сюжетов.
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне сотрудники придумали новый проект «Эхо войны: письма из прошлого» и получили грант губернатора. История началась с семейного архива жителей села Каневых. Они бережно хранили стопку писем от родных братьев Артёма и Георгия, ушедших на войну в 1941 и 1942 году от Казымского сельсовета. Оба – оленеводы. От Артёма пришла одна небольшая записка, так как только на войне он научился писать, Георгий же отправил более 20 писем.
«В них – личная история семьи Каневых, надежды на встречу, боль расставания. Георгий Александрович волнуется за семью, за своих оленей, даёт советы, просит, чтобы включали патефон детям, рассказывает, как продал свои часы за триста рублей и что купил на эти деньги. Он был достаточно образованным человеком, работал ветеринаром, его мобилизовали одним из первых. В 1943 году он пропал без вести, до сих пор неизвестно, как это произошло, где он похоронен», – отмечает Елена.
Эта выставка нашла отклик у гостей, сделали даже мобильную версию, которая побывала в Ханты-Мансийске, Югорске, Сургуте.
Сейчас музей стал ресурсным центром и активно работает со стойбищами и общинами коренных малочисленных народов Севера.
«Придумали несколько экскурсионных маршрутов – «Выходные в Хуллорах», «Школа начинающего оленевода», – рассказывает Елена Федотова. – У нас много туристических и культурных проектов, которые помогают сохранить нашу историю».