Примерное время чтения: 6 минут
229

Три мира ханты. В Сургуте представили традиции и ремесла обских угров

Показ коллекции «Эндемик» молодежного центра «Цвет» и модной мастерской «Кардиган» Анны Чиняевой в сургутской АРТ-резиденции
Показ коллекции «Эндемик» молодежного центра «Цвет» и модной мастерской «Кардиган» Анны Чиняевой в сургутской АРТ-резиденции / Лариса Славная / Из личного архивa

Финны, эстонцы, венгры, коми, саамы, марийцы, удмурты, карелы, ханты, манси и другие народы, проживающие в России, Венгрии, Эстонии и Финляндии говорят на родственных языках. Дни культуры финно-угорских народов привлекают внимание яркостью событий. Концерты, выступления творческих коллективов, обмен опытом экспертов в области культуры с коренными жителями, встречи и обсуждения наболевших вопросов – сургутские организаторы провели на двух площадках: в «Старом Сургуте» и в АРТ-резиденции.

В музеях и учебниках

Об исконных обычаях, обрядах, многообразии языков и о том, как сохранить культурную память народов говорили на семинаре, посвященном традициям и национальной культуре, он состоялся накануне в сургутской АРТ-резиденции. В течение двух дней здесь выступали специалисты из Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска, Мегиона, Сургута, Сургутского и Нижневартовского районов. Выступления были содержательными и эмоциональными.

О том, как искали священное место вблизи слияния рек Оби и Иртыша для проведения «медвежьих игрищ» и о реконструкции сложных обрядов ханты и манси в Югре, рассказала ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Светлана Динисламова. Тема ее доклада: «Роль праздника в формировании культурной памяти». О важности ее сохранения говорили в эти дни и представители коренных жителей.

Участники семинара «Традиционная культура в призме будущих поколений» в Сургуте
Участники семинара «Традиционная культура в призме будущих поколений» в Сургуте Фото: Из личного архивa/ Лариса Славная

Известно, что у народов ханты есть несколько языковых диалектов, например, у сургутских ханты. На семинаре в Сургуте выступила языковед Аграфена Семеновна Сопочина из Лянтора и рассказала о представлениях сургутских ханты о существовании нескольких сфер (обитания) и трех миров, связанных между собой. По мнению специалиста, подобный порядок необходимо соблюдать при создании этнографических музеев. Примером в этом может служить только лишь музей в деревне Русскинской. Проблема музейщиков – в отсутствии наименований выставленных предметов на диалектах коренных жителей.

Далее Аграфена Семеновна с трибуны обратилась к руководству департаментов образования и культуры Югры с просьбой о поддержке: «Чтобы сургутский и ваховский диалекты хантыйского языка преподавали в школах, а данные учебники (А.С Песикова «Букварь»; О.Э Балалаева, Е.П. Сурломкина, Э.О.Уигет «Голоса Югана») признали для обучения языку на официальном уровне. На восточных диалектах говорят 98 процентов ханты. Из-за того, что люди не знают языка, появляются культурные и исторические «фейки».

Сохранить наследие хотят не только представители народов ханты и манси и эксперты, но и мастера художественных промыслов.

Обережный узор

«Береста очень древний материал. К примеру, есть образцы таких сохранившихся изделий, найденных археологами на территории Югры вблизи поселения Шеркалы Октябрьского района (XII-XVI вв.), – поведала директор «Центра народных художественных промыслов и ремесел» из Ханты-Мансийска Ольга Бубновене. – На берестяные изделия узоры переносили с текстиля. В декоре отображены правила жизни народа. Традиционно все края одежды обязательно должны быть обработаны: горловина, подол, рукава. То же самое касается посуды. Не декорированный предмет не может применяться. Знаковая система была неотделима от обычной жизни человека, когда письменности не было, в узоры вкладывали свой особый смысл: эстетический, обережный и функциональный.

Похожие изображения встречаются в разных культурах. Я изучала и собирала материалы с конца 1980-х., и в нашем центре мы развиваем направления: остяцкую вышивку, металл, плетение, узорное вязание, занимаемся реконструкцией по археологическим и этнографическим находкам. Это очень кропотливая ручная работа. На создание одного изделия, будь это платок или рубаха, нужно потратить полгода. А женщины в прошлом вышивали годами, помогали все родственники, чтобы подготовиться к свадьбе.

Самый поразительный и сложный орнамент, выполненный на бересте, который довелось исследовать, был найден археологами в Усть-Полуйской культуре (IV век до н. э. — II век н. э; святилище на берегу реки Полуй вблизи Салехарда). Мы восстанавливаем узоры и познаем этот глубокий смысл утраченного мировоззрения древних мастеров».

Костюм остячки от Центра народных художественных промыслов и ремесел (Ханты-Мансийск)
Костюм остячки от Центра народных художественных промыслов и ремесел (Ханты-Мансийск) Фото: Из личного архивa/ Лариса Славная

Программу первого дня завершили презентацией национальных костюмов, изготовленных с применением традиционных технологий и декора. Особенно впечатлила современная модная коллекция «Эндемик» молодежного центра «Цвет» и модной мастерской «Кардиган» Анны Чиняевой.

Модели из коллекции «Эндемик» молодежного центра «Цвет» и модной мастерской «Кардиган» Анны Чиняевой
Модели из коллекции «Эндемик» молодежного центра «Цвет» и модной мастерской «Кардиган» Анны Чиняевой Фото: Из личного архивa/ Лариса Славная

Справка
Всего 25 млн. человек (финны, эстонцы, венгры, ханты, манси и т.д.) говорят на родственных по происхождению языках. Об этом рассказала засуженный деятель науки Югры, к.ф.н. Диана Герасимова. Есть народы, утратившие свои национальные языки, к примеру, мещера. Осталось около 22 тыс. ханты и 8 тыс. манси, они составляют около 2 процентов населения Югры.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах