Четыре женщины. Четыре чемодана по 20 килограммов каждый. В них тринадцать эксклюзивных нарядов ручной работы невероятной ценности – произведения искусства, югорский кутюр.
Художники ханты-мансийского Центра народных художественных промыслов и ремёсел привезли на всероссийскую выставку «РусАртСтиль» две коллекции костюмов.
Обыкновенный подвиг
Первая коллекция «Вышивка Конды» – аутентичная. В её основе праздничные костюмные комплексы остяков и вогулов XVIII–XIX веков, богато украшенные ручной вышивкой. Их восстанавливали по крупицам. Специалисты Центра ремёсел изучали архивные материалы и вышитые изделия в музеях Тобольска, Санкт-Петербурга, Хельсинки (Финляндия), Будапешта (Венгрии). «На территории Югры не было ни одного полного комплекта, пришлось восстанавливать по фрагментам. Задача была вернуть в оборот ту вышивку, которая когда-то бытовала и была популярна у мастериц, но на рубеже XIX века утрачена. Работа по научной и художественной реконструкции длилась более 20 лет», – рассказывает заместитель директора Центра народных художественных промыслов и ремесел искусствовед Ксения Илауски.
На подобных выставках дизайнеры часто представляют стилизованные коллекции. А Югра стала новатором. По нашим аутентичным нарядам можно точно проследить традиционные методы и обороты швейного искусства. «К нашей ручной работе был огромный интерес и у модельеров, и у дизайнеров, потому что подобные коллекции редкость. Цветовые решения, расположение элементов в традиционном народном каноне не случайны и очень трудозатратны. Например, известная в мире моды модельер Ульяна Сергиенко, которая создаёт коллекции в стиле арт-деко с мотивами народных промыслов, тратит на один костюм около 500 часов. Это считается подвигом. Мы посчитали, у нас времени ушло в четыре раза больше!» – говорит Ксения Илауски. Благодаря научной и экспериментальной работе, художественной реконструкции в регион вернулись шедевры Западной Сибири. Восстановлены традиции крапивного ткачества и вышивки ханты и манси. Восстановили художники и украшения из бисера и металла: головные ленты, налобные повязки, нагрудные украшения и пояса.
Традиции будут жить
Вторая коллекция – «Сказание Евры» – создана по мотивам мифов и преданий, традиционных костюмов обских угров. В её основе образ реки Евры – мелкой, но быстрой, с песчаными золотистыми берегами. Образы построены на использовании ритма и цветовой градации, переданы формами, силуэтом, цветовым решением костюмов и декора, фактурой ткани. Эти наряды можно назвать современными.
Мастера из Ханты-Мансийска восстановили традиции крапивного ткачества
«Обе коллекции были высоко оценены на конкурсе высокой моды и стали обладателем Гран-при в номинации «От кутюр». Дословно – швейное искусство высокого качества, – рассказывает директор Центра народных художественных промыслов и ремёсел Ольга Бубновене. – Наши мастера получили специальные дипломы за ручную работу высочайшего качества и особый вклад в сохранение традиционного искусства России».
В Центре ремёсел учат работать в различных техниках народного творчества. И творчество это живое. «Традиционные народные узоры дизайнеры вполне могут использовать в отделке изделий, элементах декора на головных уборах или одежде, сувенирной продукции», – объясняет Ксения Илауски.