Позднее овладение навыками речи приводит к проблемам в школе. Ребенку трудно читать, писать диктанты, в итоге страдает успеваемость и самооценка. По мнению специалистов, нынешним ученикам начальных классов нужна логопедическая и психологическая помощь.
Репетитор не поможет
Дети не успевают за школьной программой, большинство родителей совершают ошибку и обращаются за помощью к репетиторам, а не к логопедам, хотя порой только они могут скорректировать подобные проблемы.
«Нашей младшей дочери 8 лет, ей очень тяжело дается русский язык, - рассказывает Валентина Емельянова. - Дочка получает двойки, плачет, ходить в школу не хочет. Причем правила русского языка она знает, но почему-то применить их не может. Мы обратились в Ханты-Мансийский Центр для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Выяснилось, что нам нужен не репетитор, а логопед и психолог».
Чем позже ставятся звуки, тем больше ошибок на письме, говорят специалисты. Репетитор научит делать уроки технически, а логопед влияет на эффективность восприятия информации. Мозг и письмо неразделимы. Ошибочно считается, что логопед занимается только постановкой звуков. На самом деле его задача помочь ребенку сформировать мышление, способность к восприятию информации. Мало кто задумывается о том, что развитый фонематический слух и правильно поставленные звуки – залог внутренней речи и образа мысли.
Проблемы с речью у половины детей
Каждый год в ноябре профессиональное сообщество педагогов Ханты-Мансийска отмечает Международный день логопеда. В этом году логопеды и дефектологи собрались в школе №4, чтобы поделиться профессиональными секретами на ярмарке методических идей.
«У слова «Аня» 32 секрета. Это девочка, обозначает женское имя, пишется с заглавной буквы, в слове три звука и три буквы, два слога, начинается с первой буквы алфавита и заканчивается последней. И это еще не все секреты «Ани», - начала свое выступление Любовь Сеина, учитель-логопед школы №5 Ханты-Мансийска. – Наша главная цель, чтобы ученики могли с легкостью и интересом учиться, а потом успешно сдавали экзамены».
«Прямое общение с ребенком родители заменяют различными гаджетами»
«По статистике логопедические проблемы современных детей значительно отличаются от тех, которые наблюдались у детей 70-80 годов прошлого столетия, - говорит руководитель ГМО учителей-логопедов Ольга Корытько, - Например, ребенок неправильно произносил один или два звука. И логопедическая работа могла длиться год или полгода, этого было вполне достаточно. Сейчас такого практически нет, проблемы переросли в сложные структурные речевые нарушения, поэтому профессии учителей-логопедов и дефектологов очень актуальны и востребованы».
По данным комплексного обследования детей психолого-медико-педагогической комиссии Ханты-Мансийска, в городе живут более 51% детей с речевыми расстройствами.
«Золотая середина». Где она?
По словам специалистов, у современных детей зачастую нарушаются все компоненты речевой системы –лексико-грамматический, фонетико-фонематический строй. Речевые нарушения входят в структуру задержки психического развития, интеллектуальной недостаточности.
Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. В большинстве современных семей на прямое общение с ребенком уделяется мало времени. Родители заменяют его различными гаджетами (телефон, компьютер, планшет).
Еще один важный аспект позднего развития речи - современные родители, они растят своих детей в стерильных условиях, не отпускают одних во двор, а детский сад считают рассадником инфекций. Хотя на самом деле это места, где ребенок социализируется и учится, в том числе говорить и общаться.
«Современных родителей можно разделить на две категории, - говорит руководитель городского методического объединения учителей-дефектологов Алевтина Черепанова. - Одни сверхчувствительные, приводят детей к специалистам в раннем возрасте до двух лет, если ребенок не говорит. Хотя такое бывает, и дети все разные. С одной стороны, это хорошо, начало ранних занятий дает результаты, но с другой – специалистов, занимающихся с такими малышами не хватает. Другая категория, те, кто более спокоен, может быть, даже слишком. Думают, что в садик пойдет - заговорит, школа научит. Должна быть своя золотая середина».