Аргументы и Факты
ugra.aif.ru
16+
Югра
Аргументы и Факты
ugra.aif.ru
16+
Югра
(обновлено )
Примерное время чтения: 5 минут
190

Правила — для всех. В школах Нижневартовска запретили носить головные уборы

rawpixel.com / freepik

В Нижневартовске разрешился спор педагогов и родителей относительно дресс-кода для учащихся. Точку в диспуте поставил федеральный закон, предписывающий единые требования к внешнему виду школьников. Подробности — в материале ugra.aif.ru.

Укрепляем дисциплину

В начале учебного года родители нижневартовских школьников получили сообщения от классных руководителей с требованиями к внешнему виду учащихся. 

«В новом 2025–2026 учебном году прокуратурой города Нижневартовска планируется проведение проверок образовательных организаций на предмет ношения обучающимися религиозной одежды и/или её атрибутики, в том числе хиджабов/никабов. В случае выявления обучающихся в вышеуказанной одежде прокуратурой города Нижневартовска к образовательной организации будут применены соответствующие действующему законодательству РФ санкции», — сказано в сообщении.

Эти правила не фантазия педагогов. С 3 сентября 2025 года в России начал действовать ГОСТ Р 71582-2024 школьной формы. Он устанавливает единые требования к одежде учеников с 1-го по 11-й класс. В основных характеристиках к техническим требованиям прописано, что школьная форма должна носить светский характер. Большинство родителей отнеслись к правилам с пониманием. Но некоторые не согласились с ними, так как «светскость» фактически подразумевает отказ от ношения в школах религиозной одежды, головных уборов, к которым относятся хиджабы и никабы. Этот момент попытались оспорить, обратившись в полицию.

Большинство родителей отнеслись к правилам с пониманием. Но некоторые родители-мусульмане не согласились с запретом и попытались его оспорить, обратившись в полицию. Ситуация вызвала активное обсуждение в городских пабликах. В диспут пришлось вмешаться руководству муниципального образования. 

«Требования к одежде в школе вводятся для создания образовательной атмосферы, необходимой для занятий, укрепления дисциплины и порядка, создания общей культуры и эстетики внешнего вида, устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися, предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками», — пояснила заместитель директора Департамента образования и науки Югры Инна Святченко.

Семьям, которые придерживаются строгих традиций и считают школьный дресс-код неприемлемым, предложили перевести своих дочерей на домашнее обучение.

«Поскольку у нас школа является светским учреждением, ношение любой атрибутики согласно действующему законодательству запрещено, и здесь никаких нововведений нет. Поэтому, если вдруг родители принимают решение, что их ребёнок должен ходить именно в религиозной одежде, то у них есть законное право выбрать семейную форму обучения», — резюмировала директор департамента образования Нижневартовска Оксана Серебренникова.

«Родителям нужно с пониманием относиться к уставу и правилам конкретной школы. Например, девочка может носить платок по пути в школу и надевать его после окончания занятий. Единый стандарт одежды должен быть одинаковым для всех учеников, независимо от их религиозных убеждений или этнической принадлежности, как это было в Советском Союзе. Но если вопрос принципиальный для семьи, то нужно подбирать образовательную организацию, где ношение головного убора предусмотрено правилами внутреннего распорядка, чтобы ребёнок мог продолжать обучение», — считает муфтий Югры Тагир хазрат Саматов.

Религия — личное дело каждого

Педагоги Нижневартовска отмечают, что спор вокруг внешнего вида никак не коснулся самих детей. Наоборот, они стали более дружными. А многие родители уверены, что религиозная атрибутика разобщает школьников.

«Религиозное воспитание и практика — это то, что должно происходить дома, в семье и в стенах культовых учреждений, а не в школьном классе, — говорит член родительского комитета одной из школ Нижневартовска Руслан Муртазин. — Как отец двоих детей и как представитель традиционной татарской культуры, в которой ислам играет важную роль, поясню свою позицию. В нашей семье мы уважаем религиозные чувства и традиции, но твердо убеждены, что религия — это личное дело каждого человека и его семьи». 

Его поддерживает представитель Совета отцов Общественной палаты Нижневартовска Ренат Губайдуллин: «Никто не запрещает вне стен учебного заведения идти в храм либо в мечеть. Но в школе дети должны быть едины. Я вспоминаю советское время, где единая школьная форма способствовала нашей сплочённости и равенству. Школа не арена для религиозных дебатов, а место, где дети сосредотачиваются на учёбе. Мы все граждане многонациональной страны и должны стремиться к сплочению, а не к разобщению».

Педагоги отмечают, что все дети в школе равны, а возникающие вопросы можно разрешить, учитывая прежде всего интересы детей.

Мнение

Ксения Букренева, директор Центра образования № 7 им. Дунина-Горкавича А.А. (Ханты-Мансийск):

— В школе действует положение о единой форме и требования к внешнему виду учеников. Они нужны не только для поддержания порядка и деловой атмосферы, но и для того, чтобы все дети чувствовали себя в равных условиях и могли сосредоточиться на учебе. Учебный процесс строится на принципах равенства, нейтральности и уважения к правам и убеждениям каждой семьи.

Если у родителей возникают индивидуальные просьбы, в том числе связанные с религиозными традициями, руководство школы всегда готово обсудить их. Главное — чтобы решения принимались в рамках действующих правил и не нарушали безопасность и комфорт всех участников образовательного процесса.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах